Бывает так, что человек, вполне успешный в карьере, уважаемый среди коллег и без каких-либо проблем на работе, вдруг бросает все и идет в политику?
Редко, но бывает. И всегда остается вопрос: почему он делает этот выбор? Зачем оставляет заслуженный почет и уважение? Ради чего меняет сложившийся уклад жизни?
Стаж работы в органах прокуратуры Николая Брядового — более 20 лет. В 2008 году он был назначен на должность Рыбинского городского прокурора. За годы службы награжден Генеральным прокурором РФ знаком отличия «За верность закону» II степени, медалью «290 лет прокуратуре Российской Федерации», УМВД России по Ярославской области — медалью «За заслуги».
Недавно Брядовой подал в отставку для того, чтобы попробовать свои силы на выборах депутатов Государственной Думы России в сентябре.
Первый этап — это предварительные выборы, которые состоятся 22 мая.
— Николай Алексеевич, может, у вас все-таки что-то случилось на работе? Трудно поверить, что успешный человек решил так резко изменить свою жизнь только ради того, чтобы стать депутатом.
— В должности Рыбинского городского прокурора я могу работать 10 лет, срок моих полномочий, установленный Генеральным прокурором РФ, истекал в декабре 2018 года. Никаких претензий у руководства ко мне нет. Решение об отставке я принял самостоятельно. Почему? Попробую объяснить. Я работаю в прокуратуре с 1995 года. За время службы через меня прошло около 20 тысяч жалоб, я лично принял не одну сотню людей, у которых возникали самые различные проблемы. И зачастую при всем желании помочь им, исправить я ничего не мог. По одной причине — наши законы не всегда справедливы. И я сделал вывод — начинать нужно с изменения законодательства.
— Для этого обязательно нужно становиться депутатом?
— Именно депутаты принимают законы. Сколько сейчас в Государственной Думе профессиональных юристов, постоянно общающихся с таким количеством людей, с каким общаюсь я, и ежедневно сталкивающихся с их проблемами? Судя по качеству законотворчества, немного. Поэтому в законах есть «дыры», и из-за них страдают люди.
— Нам каждые выборы обещают и хорошие законы, и защиту, и лучшее будущее. Мы, избиратели, уже устали ждать исполнения этих обещаний.
— Потому что обещают болтуны. Когда они идут к людям? Только перед выборами! Что они знают про реальные проблемы людей? Да практически ничего! Что они предлагают? Ловчее добыть деньги из бюджета. Не верьте им. У нас не будет ни достойных зарплат и пенсий, ни хороших дорог, ни современных рабочих мест, пока наверх пробираются, заболтав избирателей, равнодушные депутаты-непрофессионалы.
Приведу простой пример их законотворчества. На заводе «Раскат» в Рыбинске почти три года существует задолженность по заработной плате. По материалам, представленным нашей прокуратурой, было возбуждено уголовное дело против директора предприятия. Но он всего лишь нанятый менеджер. Он, во-первых, не располагает деньгами, которые необходимы для выплаты долгов, а во-вторых, полностью зависит от реального хозяина завода. Закон позволяет нам привлечь к ответственности только директора, а собственник, получающий прибыль с предприятия, законом защищен, против него мы ничего предпринять не можем. Получается, что за коммерческие риски собственника, когда у завода начались проблемы, отвечают простые люди.
Следователи прекратили уголовное дело против директора рыбинского «Раската», долги предприятия перед рабочими остались, а собственник предприятия продолжает жить спокойно.
Люди не могут понять, что происходит, раздражены и винят прокуратуру в бессилии. Но дело не в нас. Дело в качестве и справедливости законов, по которым мы работаем.
Меня перестала устраивать роль уборщика грязи, чистильщика ошибок или дурных намерений. Я хочу помогать простым людям, а не стоять на страже покоя сильных, когда нарушаются права слабых.
— В таком случае вас должны волновать самые обыденные трудности людей. Каждый день мы сталкиваемся с жилищно-коммунальными проблемами, ходим по плохим тротуарам, ездим по разбитым дорогам…
— Не верьте тем, кто обещает отремонтировать дороги. Денег на это в городском бюджете нет. И это притом, что в Рыбинске собирается около 6,7 миллиардов рублей в качестве налогов и неналоговых доходов. Из них только 1,8 миллиарда остается в городской казне, остальные уходят в областной и федеральный бюджеты. Затем область нам возвращает в виде субвенций и субсидий примерно 2,7 миллиарда рублей, без которых вообще все развалится. В результате город может отремонтировать только 8 километров дорог, а нужно — 270 километров! Спрашиваю: почему не оставить в городе собранные деньги?
И ладно бы, наши деньги наверху правильно распределяли. Но ведь и это не всегда так. Как сказал министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев на мартовском Госсовете по безопасности дорожного движения в Ярославле, «из 700 миллионов рублей штрафных, которые были направлены в бюджет, дошло до реальной программы профилактики всего 65 миллионов. Это такая «утруска, усушка» произошла».
Сейчас, когда внимание на ситуацию обратил Президент РФ, депутаты, наконец, заметили проблему со средствами дорожного фонда. А раньше они этого не видели? Многие из них сами писали жалобы в прокуратуру на содержание дорог, обвиняли прокуратуру в бездействии, искренне не понимая, что этим нужно заниматься в Думе. Ведь бюджеты принимают они, и они же решают, сколько денег пойдет на дороги.
Когда читаешь такие обращения депутатов с обвинениями в наш адрес, трудно не вспомнить слова профессора Преображенского из «Собачьего сердца»: «Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку!».
Еще одна больная тема — капитальный ремонт. Только из Рыбинска с 2014 года в региональный фонд поступило 214 миллионов рублей. Планировалось отремонтировать 159 многоквартирных домов, за 2 года сделано чуть больше половины, причем, в каждом десятом случае работы проводились с нарушениями.
Чиновники и депутаты рассуждают о трудностях организации капремонта, меняют руководителей Фонда, но ситуация не меняется. А ведь проблема решается просто. Необходимо передать полномочия технического заказчика капитального ремонта в муниципалитеты. В городах и районах способны самостоятельно и более эффективно решать проблемы своих территорий, контролировать сроки и качество работ с участием собственников жилья.
Сейчас, перед выборами, некоторые чиновники и депутаты в области стали говорить то же самое. А где они были два года, пока работал Фонд, если это можно назвать работой? Два года у них под носом собирались огромные деньги с населения, срывались графики, и за это никто не ответил!
Что надо делать? Предусмотреть механизм индексации средств Фонда и их страхование. В настоящее время нет гарантии, что к моменту проведения капитального ремонта будут существовать эти фонды и банки, а деньги, собранные с граждан, не «съест» инфляция.
Ну и, конечно, организация работы самого Фонда вызывает массу вопросов. Нужно рассчитать время проведения конкурсов, чтобы работы исполнялись не к началу зимы, а в течение всего года равномерно. Жестко контролировать подрядчиков. Тогда люди не останутся без крыши осенью и без отопления зимой. Но ведь этого надо захотеть и над этим надо трудиться! Хотят ли работать наши избранники или они оживляются только перед выборами? Судить вам.
— Ну, судя по состоянию нашей коммуналки, работать никто не хочет.
— Опять апеллирую к законам. Теоретически заставить работать управляющую компанию может любой житель. Но практически для этого нужно положить столько сил, нервов и времени, что человек рискует потерять здоровье. Ответственность УК прописана так, что доказать злоупотребления практически невозможно. Мы не в состоянии перепроверить все счета, выставляемые населению, сверить все расчеты между УК, жителями и ресурсоснабжающими организациями. Редкие исключения поймать жуликов за руку — это наши удачи, которыми мы гордимся.
Поэтому нужно срочно сделать максимально прозрачными и понятными начисления в квитанциях, чтобы каждый житель многоквартирного дома мог в любой момент проверить обоснованность выставленных ему коммунальных счетов. Причем, без стояния в бесконечных очередях и бессмысленной переписки.
Также необходимо ввести серьезную финансовую ответственность управляющих компаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по содержанию дома.
Например, если в подвалах многоквартирных домов невозможно установить приборы учета из-за затопления или аварийного состояния коммуникаций, то повышающие коэффициенты на потребление ресурсов из-за отсутствия счетчика должны оплачивать не жители дома, а УК.
Кроме того, необходима такая же ответственность управляющих компаний за нецелевое использование собранных с собственников жилья денег, как за нецелевое использование бюджетных средств.
Почему государственные интересы должны быть защищены больше, чем интересы граждан?
Ответственность сразу отобьет охоту недобросовестных УК использовать деньги жителей домов не по прямому назначению.
Я бы помимо этого ввел порядок, при котором денежные средства, собранные УК за коммунальные ресурсы, переводились поставщикам вне зависимости от желания УК, автоматически.
Никакого дополнительного бюджетного финансирования реализация этих предложений не потребует, а порядок в ЖКХ будет наведен.
Это примеры отличия подхода юриста к решению проблем, от, скажем, предпринимателя или строителя, оказавшегося во власти. Я ничего не имею против этих уважаемых профессий, но я же не берусь строить дороги, почему они смело берутся за законотворчество?
— А что у нас с социальной защитой? Она вроде бы существует, а на лечение больных детей собирают деньги частным порядком. Что это: несовершенство законодательства? Халатное отношение чиновников?
— Это первое, о чем я стал говорить, первое, что меня возмущает. Я вообще считаю случаи, когда больным детям отказывают в бюджетном лечении, верхом цинизма. Мы декларируем поддержку семьи, заботу о здоровье, при этом бросаем людей один на один с проблемой.
Самые незащищенные категории людей, требующие постоянной заботы государства, это дети, старики, инвалиды. Как сегодня заботятся о них? Инвалиды и льготники получают путевку в санаторий не один раз в год, как положено, а раз в четыре года. По чьей вине? Кто за это персонально ответил?
С 2015 года изменились критерии оценки инвалидности, и сразу появилась масса жалоб на отказ в инвалидности детям с муковисцидозом, орфанными заболеваниями, врожденными тяжелыми генетическими заболеваниями, обменными нарушениями, включая диабет первого типа.
Зачем это сделано? Ради экономии денег? Но разве на этом нужно экономить? Может быть, заняться в первую очередь сокращением депутатских зарплат?! И это касается многих и многих сторон нашей жизни, в которых мы сталкиваемся с несправедливостью.
Я категорически против того, чтобы государство защищало сильных и забывало о слабых. Я против того, чтобы законы принимали депутаты, ничего в этом не смыслящие. За время службы я столкнулся с таким количеством лицемерия и несправедливости по отношению к людям со стороны представителей власти, что сам удивляюсь своему терпению. Но оно, терпение, кончилось. Я иду в Думу защищать людей. С помощью законов, построенных на справедливости.