Дмитрий Сидельников
директор рекламно-производственного предприятия «Мастер-Графикс»
Туризм — мечта идеалиста-патриота. Когда-то в далекие времена Волга, может быть, была для Рыбинска главной артерией, великой дорогой и матерью-кормилицей. Но с тех пор вместе с водой утекли и эти преимущества. Туристские маршруты составлены так, что большинство круизных лайнеров проходят мимо нашего города по ночам. Именно мимо. А останавливаются они в Ярославле, Мышкине и Угличе. Почему? Так когда-то сложилось, и сегодня «перезагрузить» турагентства, столкнуть их с привычных маршрутов очень трудно. Да и надо ли прикладывать гигантские усилия, не имея развитой туристской инфраструктуры? По сути, нескольких часов вполне достаточно для того, чтобы осмотреть рыбинские достопримечательности и побродить по купеческому центру. Что еще может предложить Рыбинск праздному отдыхающему? Разве что свои красивые окрестности, но это уже другая история.
Итак, для того чтобы туризм развивался, нужны объекты внимания, как то: музеи, в том числе интерактивные, экскурсионный маршруты по улицам, которые показать не стыдно. Еще нужны гостиницы, домашние отели, развитая сеть общепита. Одновременно всем этим заниматься невозможно. В итоге имеем замкнутый круг: пока нет туристов — не развивается сервис, пока нет сервиса — не будет и туристов. С чего начать? Наверное, на этот вопрос пытались ответить те, кто лет пятнадцать назад составлял первую городскую программу развития туризма. Идея эта тогда преподносилась как панацея: дескать, будут туристы — будут в бюджете деньги. Но подозреваю, что внятного ответа на вопрос «с чего начать» не дадут и современные чиновники. Потому что развитие Рыбинска связано не с туризмом, а с промышленностью. А туризм… Он нам не помешает. Но рассчитывать, что гости Рыбинска обеспечат городу процветание, было бы крайне наивно.
С другой стороны, туристы нам действительно не помешают. Более того, я уверен, что со временем теплоходы начнут приставать к берегам Рыбинска и днем, а туристские маршруты будут разрабатывать так, чтобы непременно попасть в наш город. Но для этого нужна экономическая предпосылка. Это значит, что однажды спрос на рынке туристских услуг должен развернуться в нашу сторону, и тогда бизнес сразу подхватит новый тренд, строя гостиницы и открывая рестораны. И даже, может быть, ремонтируя фасады старинных домов и участвуя в благоустройстве Волжской набережной. Потому что бизнесу все это будет выгодно.
Наверное, этот счастливый момент можно было бы приблизить. Например, создать в администрации внятный отдел с достаточным финансированием, который смог бы объединиться с десятком местных предпринимателей. И ударными темпами разрабатывать программы, создавать маршруты и развивать туристическую тему. Но верится в это с трудом. Опыт быстро превращает идеалистов и скептиков. Наш удел — лебедь, рак и щука, которые тянут повозку в разные стороны. Или бюджетное «одеяло» — каждый на себя.
Продолжение Туризм как сектор экономики, Туризм в Рыбинск. Разобранный пазл.