Туристический бизнес, если брать его применительно к Рыбинску, вызывает чувства противоречивые. С одной стороны, его развитие безусловно привлекательно. Туристы, приезжая к нам в гости, не только тратят здесь деньги, которые в конечном счете пополняют городскую казну. Они разносят славу о Рыбинске по всей России, делятся впечатлениями с родными и близкими, выкладывают в интернет многочисленные фотографии нашего города. То есть пиарят город совершенно безвозмездно.
С другой стороны, насколько дорог нам проект развития въездного туризма? Настолько ли, чтобы вкладывать в него средства города и бизнеса? И вообще, стоит ли с ним возиться, тратить на него силы, время и деньги? Или слава наших соседей — Углича, Мышкина, Ростова — все-таки является для нас примером?
Константин Долгов
депутат Рыбинского муниципального Совета, директор группы компаний «Снабженец»
— Что значит — развивать туризм? Туризм — это всего лишь разновидность бизнеса. И, как у любого бизнеса, к нему есть два подхода. Можно идти по любому из них, и обязательно придешь к успеху. Эквивалентом успеха является денежный доход. Объясню на примере московских автозаправок. Сегодня это почти произведения искусства. Здесь есть все, что может понадобиться в дороге автомобилисту. Это качество собирали постепенно и по крупицам, получив в результате удобства. И достигли успеха. Это один подход. Другой применили, построив самую обычную, почти затрапезную заправку. И установили на ней клетку с медведем. Народ валом валит только для того, чтобы посмотреть на зверя. И это тоже успех, но достигнутый с помощью креативного подхода.
Также и с туризмом. Можно тщательно и со вкусом строить гостиницы и прокладывать туристические маршруты. А можно родить идею. Есть, например, озеро Лох-Несс, о котором никто ничего не знал до той поры, пока не появились слухи о некоем морском чудовище. Давайте и мы придумаем красивую легенду, да еще с русским колоритом. Допустим, живет в Волге, в районе Рыбинска четырехтонный сом Вася, который однажды попался в сети. Тащили улов тракторами так, что машины перевернулись! А сом ушел под воду, да так до сих пор там и обитает.
Это пример, вычитанный в одной из газет. И таких идей может быть множество. Если хотя бы одну из них раскрутить, туристы поедут смотреть на легенду. А предприниматели, подхватив идею, создадут для них комфорт. Последовательность именно такая: сначала креатив, затем — туристская инфраструктура.
Ради чего сегодня стоит ехать в Рыбинск? Ради красивой чистой набережной? Таких, и даже лучше, по Волге много, и конкурировать с ними — дело затратное.
Когда ко мне приезжают гости, я вожу их на экскурсию по городу. В ее маршрут входит Рыбинское водохранилище, шлюзы, места, где снимали фильм «Двенадцать стульев», экспозиции Рыбинского музея-заповедника. Гостям интересно. Но они уже приехали в Рыбинск. А что сделать для того чтобы в Рыбинск приезжали новые и новые туристы? Показывать им место на Рыбинском море, где может бить живет сом Вася? Или сложить легенду о золотой рыбке, которая исполняет желания?
Хорошая идея — Русская Атлантида. Потомки мологжан сегодня живут по всему миру, и я уверен, с удовольствием могли бы посетить родные места, ушедшие под воду. Наверное, многим было бы интересно побывать на родине знаменитого адмирала Федора Ушакова. Хороший идей много, но все они требуют промоутера, который мог бы их раскрутить.
Таких раскрученных брендов по соседству с Рыбинском уже много. Баба Яга в Кукобое, музеи мыши в Мышкине, резиденция Деда Мороза в Великом Устюге, Курочка Ряба в Ермаково Рыбинского района. В Кострому народ едет посмотреть на Снегурочку. И каждый оставляет там немалые деньги. В этом — суть туризма для любого города.