Продолжение. Начало — Как заманить туриста в Рыбинск
Игорь Мяконьков
директор страховой компании «Красная звезда»
Туризм — отличное дело. Люди, приезжая в город, оставляют здесь деньги. И это для бюджета хорошо. Но проблема в том, что Рыбинск — самый обычный город в ряду других. Мы расположены не так близко к Москве, чтобы к нам можно было приехать на несколько часов. И в то же время, наш город не столь раскручен, как, например, Владимир, Суздаль или Углич. Поэтому развивать въездной туризм не так просто, как многим хотелось бы. Впрочем, я считаю, что развивать его не нужно. Почему? Постараюсь объяснить.
Туристическим объектом со временем станет Рыбинское водохранилище. Сегодня этот процесс находится в самом начале. Но первые отели, яхтклубы и туристические базы уже принимают гостей на берегу моря. Когда вся территория побережья будет застроена, Рыбинск в силу своей близости неизбежно начнет обслуживать туристов и отдыхающих. Люди станут ездить в наш город в кафе, магазины, клубы и рестораны, посещать выставки и музеи. Но этот процесс от самого Рыбинска практически не зависит.
Можно, конечно, создать для Рыбинска бренд, раскрутить его. И это не потребует гигантских денежных вложений, поскольку бренд — дело не денег, а креатива. Да и вкладывать миллионы в рекламу города, когда бюджет дефицитный, мне кажется неразумным. В конце концов, Рыбинск — не Мышкин, жителям которого хватает доходов, обеспеченных туризмом. Нам же с нашим населением, с нашей промышленностью нужно гораздо большее, нежели мелкий предпринимательский бизнес.
Вот сейчас в Рыбинске ремонтируют здания. Для кого? Для себя, а не для туристов. Власть благоустраивает дворы, строит дороги, открывает предприятия. И все это делается в первую очередь для горожан. А когда нам самим в городе будет жить комфортно, к нам потянутся и туристы. Как в Европе, где люди сначала создают условия для себя, а затем принимают гостей.
Большинство туристов стремятся на отдых туда, где удобно жить. И заодно можно посмотреть достопримечательности. Поскольку в Рыбинске нет таких уникальных туристических объектов, как Колизей или Грант-опера, которые одним своим существованием привлекают любопытствующие массы, для нас важна среда обитания. А это вложения сил и денег не в развитие туризма, а в город, его благоустройство и его развитие.
Но если говорить о собственно туризме, то это не творчество, это — бизнес. А у нас чаще понятие туризма сводится к изготовлению сувениров и торговле ими, к созданию неких экскурсионных программ. При этом большинство тех, кто занимается в Рыбинске туризмом, рассчитывают на поддержку бюджета. Но даже если рыбинская казна могла бы выделить на туризм какие-то деньги, они в развитии бизнеса не сыграли бы решающего значения. Потому что основа — это комфортная среда. А туризм вторичен. Нужно любить свой город, ухаживать за ним, развивать его. И туристы к нам придут сами по себе, без усилий местной власти и помощи бюджета. Но только тогда, когда Рыбинск будет к этому готов.