В пылу споров о выборах в муниципальных образованиях — прямыми они должны быть, или их можно поручить депутатам, появляются варианты, на которые стоит обратить пристальное внимание.
Закон «О сроках полномочий и порядке формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» сегодня жестко регламентирует для Рыбинска следующую схему управления: представительские полномочия ложатся на председателя Муниципального совета, который одновременно является и главой города, а хозяйство поручается наемному главе администрации или сити-менеджеру.
В этой схеме есть много противоречий и опасных для Рыбинска подводных камней. Например, должность главы администрации, с одной стороны, находится в подчинении Муниципального совета, с другой — в сильной зависимости от решений областных властей. А глава-председатель либо становится свадебным генералом, либо, в зависимости от личных качеств персонажа, подменяет полномочия и активно вмешивается в деятельность главы администрации.
Кроме этого, глава администрация попадает в большую зависимость от Муниципального совета, где не всегда есть общие решения. И у наемного менеджера может появиться искушение занять нейтральную позицию: работы нет, потому что нет денег, и виноваты в этом все вокруг, кроме меня. Или обратная история, когда активный менеджер начнет принимать решения на пользу города, но каждое из них потребует согласования депутатов и одновременно — одобрение областной власти.
Двоевластие, ведущее к конфликтам, неизбежно. Расчет на удачу, когда два облеченных властью человека работают слаженно и эффективно, слишком маловероятен. Более того, практика показывает, что Рыбинск склонен именно к конфликтам, а его избранные представители — к дележу полномочий.
Очевидно, именно такие ситуации имели в виду федеральные депутаты, принявшие в январе изменения в Закон о местном самоуправлении, который расширяет варианты управления территориями.
Этот закон был одобрен не только партий «Единая Россия», но и Президентом страны, который его подписал. И теперь новыми возможностями можно пользоваться.
— Например, можно объединить должности главы города и главы администрации, а полномочия председателя совета оставить в нынешнем варианте, — говорит депутат Ярославской областной думы и председатель комитета по бюджету, налогам и финансам Владимир Денисов.
Владимир Денисов стал инициатором поправок в областной закон, позволяющих Рыбинску изменить не самую удачную форму управления, которая выбрана сегодня.
Если поправки примут, то схема взаимоотношений между исполнительной и представительной властью будет наиболее разумной исходя из сегодняшних условий.
Главу Рыбинска — главу администрации тоже будет назначать конкурсная комиссия, но его полномочия уже не пересекутся с председательскими.
Существенно, что в этом варианте на должность главы Рыбинска сможет претендовать не только ограниченный круг из 25-ти депутатов, а каждый квалифицированный специалист, подавший документы для участия в конкурсе. Это повышает шансы на получение в конечном результате действительно эффективной рыбинской власти.
Поправки в областной закон будут рассматриваться на заседании думы в июне. А пока Владимир Денисов подчеркивает, что этот вариант позволяет Рыбинску избежать «двоеглавия»:
— Сегодня и в Рыбинске, и в Ярославской области сложная финансовая ситуация. Если мы усугубим ее конфликтами, это не пойдет на пользу людям. Нужно в первую очередь думать о том, как рационально использовать имеющиеся ресурсы и объединяться, а не делить власть в чьих-то личных интересах.
У поправок есть и противники, и сторонники. Поддерживают Владимира Денисова многие. Например, председатель областной думы Михаил Боровицкий говорит, что разделение полномочий главы и сити-менеджера — это примерно то же самое, как если бы в области председатель думы был наделен полномочиями губернатора, а хозяйственной работой занимался председатель правительства:
– Предложенная Владимиром Денисовым схема совершенно нормальная и демократичная, по ней работает почти весь мир. Полномочия надо не разделять, а объединять.
Разделяет эту позицию и сенатор Анатолий Лисицын. По его словам, единоначалие — это единственная возможность для реальной работы и контроля:
— Сити-менеджер — это не для нас. Это для тех стран, где все действия власти подкреплены реальным финансированием. У нас же идет колоссальное недофинансирование по многим отраслям, поэтому сити-менеджер в реальности не сможет эффективно работать. Кроме того, умная власть приняла бы такое решение, поскольку появляется возможность проверить, чья структура власти эффективнее — Ярославля или Рыбинска.