Большинство регионов находятся на грани банкротства и без поддержки из федерального бюджета с социальными обязательствами справиться не смогут. Так считают в Госдуме. И с этим не спорят и в регионах.
Наращивание долгов связывают не только с неспособностью руководителей областей прогнозировать будущие бюджеты и неэффективным управлением. Сокрушительным ударом стали, например, «майские указы» президента, не обеспеченные государственным финансированием.
К концу 2014 года доля банковских кредитов, привлеченных региональными бюджетами, увеличилась примерно до 50 процентов общего долга по сравнению с 39 процентами в 2013 году и, вероятно, продолжит расти, сообщают эксперты. Глава Минэкономразвития говорит, что сократился дорогой коммерческий долг — на 7 процентов, но дешевые бюджетные кредиты выросли на треть.
Чтобы решить проблему дисбаланса региональных финансов, которая была вызвана майскими указами и снижением темпов роста экономики, нужно примерно 1,5–2 процента ВВП — либо в виде дополнительных налоговых доходов, либо в виде трансфертов, считают финансовые аналитики.
В 2015 году общий объем доходов бюджета Ярославской области составит 55 миллиардов рублей, в том числе собственных 50 миллиардов. Расход бюджета предполагаются в размере 58 миллиардов. При этом государственный долг Ярославской области к концу 2015 года составит около 31 миллиард рублей.
Сегодня муниципальный долг Ярославля превышает 4,4 миллиарда рублей. В Рыбинске долговые обязательства, по некоторым данным, составляют свыше 40 процентов собственных доходов — около одного миллиарда. Дополнительные расходы Рыбинска по обслуживанию долга в 2015 году — 350 миллионов рублей. Для сравнения — в 2013 году Рыбинск потратил на обслуживание муниципального долга 85,1 млн рублей.
Тем временем долги и гарантии по кредитам отягощают бюджеты далеко не первый год. В середине 2001 года долговые обязательства Ярославской области составляли 90 процентов от доходов бюджета.
А в 2009 году Сергей Вахруков, будучи губернатором, сообщал СМИ, что «миллиардные долги могут стать неподъемными для областного бюджета». Тогда их размер превысил 10 млрд рублей, и планировалось, что в 2010 году долг возрастет еще наполовину. Его обслуживание составляло 1.2 млрд. Однако краха не произошло, и последующее руководство чувствует себя в долговых обязательствах вполне комфортно.
Вряд ли стоит всю вину за рост бюджетных долгов взваливать только на регионы. Понятно, что история их создания уходит в прошлое как минимум на десяток лет. И еще понятно, что кредиты зачастую являются единственной возможностью и для Ярославской области, и для Рыбинска развивать инфраструктуру и социальную сферу. С другой стороны, власти нужно понять, где находится та точка невозврата, после которой появляется клеймо банкрота. Сегодня, например, слово «банкротство» звучит рядом с названием города Ростова. Прошлым летом арбитражный суд удовлетворил иск ООО «Яртехстрой» к администрации Ростова на сумму свыше 130 млн руб., при этом чистый годовой доход города составляет всего около 100 млн.