Рыбинск — город авиастроителей. Это сочетание слов, многие десятилетия лелеемое рыбинцами, грозит освободить место другому фразеологизму: Рыбинск — город судостроителей. По крайней мере, федеральная повестка все чаще сочетает наш город морской тематикой. И это отнюдь не только судостроительный завод «Вымпел» с его военными катерами, предприятие «Верфь братьев Нобель» с грузовыми судами, «Рыбинская судоверфь» с прогулочными яхтами.
НПО «Сатурн» — до недавнего времени флагман российского авиационного моторостроения — звучит в федеральных СМИ гораздо чаще в связи с необходимостью создания отечественного двигателя для Военно-морского флота России, а авиация становится неким фоном и даже отрицательным примером процесса, идущего вразрез импортозамещению.
SaM146 — силовая установка, включающая турбовентиляторный двигатель, мотогондолу с устройством реверса тяги, навесное оборудование, предназначенная для нового поколения регионально-магистральных самолетов Superjet 100, с начала двухтысячных является не только гордость рыбинского предприятия, но и самым перспективным его продуктом.
Однако политика порой играет злые шутки с экономикой. Не будет говорить о цепочке событий, приведшей к необходимости замены импортных комплектующих на отечественные. Они очевидны, а отношение к ним может быть разным. Перейдем сразу к результату. Он не радует. По оценке совокупности информации складывается мнение, что программа SaM146 в Рыбинске будет в лучшем случае пущена на самотек. В худшем — просто закрыта за ненадобностью.
Что значит «самотек» для рыбинского НПО «Сатурн»? Коммерческая составляющая силовой установки, создаваемой совместно с французской компанией Snecma, слишком мала, чтобы обеспечить программе развитие. Количество выпускаемых двигателей трудно назвать серийным, а в свете последних событий гарантировать их закупку может стать некому.
По некоторым данным государство теряет на каждой штуке SaM146 около 40 млн рублей. Однако до недавнего времени госчиновников эти затраты не останавливали. Да и бывшее московское руководство рыбинского «Сатурна» не скрывало, что цель программы — не коммерческая прибыль, а некая идеология производства, основанная на обучении российских производителей передовым иностранным технологиям. И тогда наличие иностранного партнера преподносилось как преимущество предприятия.
В 2010 году недавно назначенный управляющим директором НПО «Сатурн» Илья Федоров говорил: «Главную задачу, которую ставит перед «Сатурном» государство при выпуске SaM146, мы уже выполнили. Это, скорее, не финансовые прибыли, которые, безусловно, тоже будут, а решение стратегических задач создания нового двигателя, внедрения новых технологий, нового уровня подготовки кадров».
Однако сегодня убыточность двигателя наряду с его высокой импортной составляющей становится аргументом «против». Зато аргументы «за» появляются у пермской разработки — двигателя ПД-14, модификация которого в будущем сможет заменить авиадвигатель SaM-146.
Вице-премьер Дмитрий Рогозин говорит об этом, как о принятом решении: перед ПМЗ поставлена «задача разработать двигатель для модернизированной версии «Сухой Суперджет», двигатель тягой в 16 тонн — для дальнейших модификаций самолета МС-21 большего размера».
Российский авиапром в перспективе сможет заменить зарубежные двигатели на отечественных самолетах SSJ-100, МС-21 и вертолете Ми-26, а также создать двигатель для проектируемого российско-китайского тяжелого вертолета, заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин в ходе рабочей встречи с Владимиром Путиным. По словам вице-премьера, уже найдено «одно интереснейшее решение». Создание двигателя требует больше времени, чем разработка самолета,— от трех до пяти лет, заявил господин Рогозин, поэтому необходимо создавать «опережающий задел» на базе Пермского моторного завода (ПМЗ, входит в ОДК). На его мощностях создается семейство двигателей нового поколения на базе унифицированного газогенератора, что «позволит расширить сегмент авиационного двигателестроения с тягой на взлете от 9 до 16 тонн».
КоммерсантЪ сообщает, что «предложение Дмитрия Рогозина отказаться от кооперации с иностранцами выглядит неожиданно. Еще в июне глава сектора продаж корпорации «Иркут» (разрабатывает МС-21, входит в Объединенную авиастроительную корпорацию — ОАК) Валерий Луньков рассказал, что ПД-14 будут устанавливаться при поставке самолета Минобороны и госорганам, а для коммерческих клиентов предусмотрен американский GTS Pratt & Whitney. На SSJ-100 устанавливаются двигатели SaM-146 компании PowerJet — СП НПО «Сатурн» (Рыбинск) и французской Snecma (входит в группу Safran). ОДК, по данным источников «Ъ», обсуждала планы увеличения инвестиций в производство SaM146.
«Речь идет о внесении дополнительного взноса в уставный капитал PowerJet»,— говорит один из информаторов Коммерсанта. Инвестбюджет ОДК в рамках СП оценивается в 2,9 млрд руб., корпорация уже вложила 718 млн руб. Планируется к вложению еще 2,2 млрд руб., в том числе 349 млн руб. до конца года. При этом программа SaM146 — одна из самых затратных у ОДК. В 2012 году на нее выделили 15,8 млрд руб. (рекорд среди запущенных 19 инвестпроектов ОДК), уже освоено 15,33 млрд руб.»
Эти заявления о намерениях ОДК увеличить финансирование рыбинского НПО «Сатурн» были сделаны в июне, а в сентябре Дмитрий Рогозин попросил Владимира Путина изменить структуру расходов в ОПК, совместив технологии в корабельном и авиационном двигателестроении.
В федеральной прессе стало все чаще появляться материалы о замечательной разработке пермских двигателестроителей. Телеканал «Звезда» сообщает, что «на основе двигателей ПД можно создать целую линейку перспективных изделий. Так, семейство этих агрегатов предназначено для установки на самолеты МС-21-200/300/400, а также на Superjet 100NG. Речь идет о ПД-14 (предназначен для перспективного российского самолета МС-21-300 вместимостью 180 пассажиров), ПД-14А (для менее вместительной модели МС-21-200 на 150 человек), ПД-14М (для самой вместительной модификации МС-21-400 вместимостью 210 пассажиров) и ПД-10 (будет устанавливаться на региональные машины Sukhoi Superjet 100NG вместимостью 130 человек)».
Из всей информации становится очевидно, что центр финансирования отечественного авиадвигателестроения плавно перемещается из Рыбинска в Пермь.
А в Рыбинске… Официально сообщается, что рыбинский НПО «Сатурн», помимо военных заказов авиационных двигателей, занят созданием серии силовых агрегатов для морских судов. Эта программа существует на предприятии около десятка лет, правда, работа велась совместно с украинскими партнерами — предприятием «Зоря-Машпроект» в Николаеве. И оказалось, что разработки принадлежат украинской стороне, а отечественные еще только предстоит создавать. И все формулировки сегодня звучат примерно так: в Рыбинске НПО «Сатурн» подготавливает к работе производство отечественных газотурбинных агрегатов для кораблей.
Так останется или нет рыбинский «Сатурн» флагманом российского авиадвигателестроение, а Рыбинск — городом авиастроителей? Конечно, в идеале ответ на этот вопрос хотелось бы услышать от руководства завода. Однако тратить время на попытки получить комментарии рыбинского менеджмента – пустая трата времени. Информация, свободно приходящая с предприятия, — это сведения о принципах «зеленой экономики», к которым стремится «Сатурн», о юбилейном слете молодежи, участии в «корпоративном чемпионате «Объединенной двигателестроительной корпорации» по профессиональному мастерству среди молодых специалистов по стандартам WorldSkills» и т.д.
Тем временем в будущем году НПО «Сатурн» исполняется 100 лет. Будет ли предприятие в Рыбинске отмечать юбилей в статусе авиадвигателестроительного, или в качестве достижений представит обществу двигатели для ВМФ России?