Вместе с чемпионатом мира по футболу правительство РФ дало нам еще один повод серьезно поволноваться. По значимости для всей страны этот повод гораздо более серьезен, чем весь национальный футбол вместе взятый. Правительство в очередной раз решило поиграть с нашим благополучием в старости — нашими пенсиями.
Смысл очередной игры шахматными фигурами в дурака заключатся в изменении пенсионного возраста. Игра при этом идет по-крупному. На кон поставлены пять лет жизни у мужчин и восемь — у женщин.
Давайте попробуем разобраться, много ли мужчин доживут до 65 (+5) лет, а женщин — до 63 (+8) лет.
Какими данными будем пользоваться? Конечно же, официальными. На сайте федеральной службы государственной статистики в публичном доступе размещен документ со следующим названием: «Демографический ежегодник России 2017».
На 47-й странице приведена таблица с нужной нам информацией — «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении». Вот такие прогнозы по ожидаемой продолжительности жизни для нас с вами дает Федеральная служба государственной статистики:
Как видим, для мужчин ситуация совершенно печальная, в среднем наша жизнь заканчивается даже раньше 63-х лет. Сельское население вообще до пенсии не доживает.
А с учетом хронического оптимизма наших официальных прогнозов, можно предположить, что среди мужчин 1961-1995 годов рождения пенсионеров вообще не будет.
Проанализировав другие данные этого сборника, можно ожидать, что в итоге до новой пенсии не доживут примерно 25% населения — и мужчин, и женщин.
Давайте теперь посмотрим, а может ли РФ так кардинально менять пенсионные правила для всего населения. Я не претендую на абсолютную юридическую чистоту следующих предположений, а просто попытаюсь изложить свою логику и понимание проблемы.
СССР перестал существовать, но появился правопреемник — Российская Федерация. В Федеральном законе от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» однозначно определено следующее:
«Статья 1. Задачи и сфера применения настоящего Федерального закона
- Настоящий Федеральный закон распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства — продолжателя СССР…
Статья 37. Прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации
- Решения о прекращении (в том числе о денонсации) и приостановлении действия международных договоров, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства — продолжателя СССР…»
21.08.2017 Минфин РФ распространил информационное сообщение о завершении погашения РФ задолженности по обязательствам бывшего СССР. Это подтверждает тезис, что РФ — правопреемник СССР по международным обязательствам.
Теперь переходим от государства к людям. Есть еще один Закон, подтверждающий обязательства РФ. В Федеральном законе «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24.05.1999 № 99-ФЗ, так же присутствует однозначное утверждение:
«Настоящий Федеральный закон исходит из того, что:
Российская Федерация — есть правопреемник и правопродолжатель Российского государства, Российской республики, Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) и Союза Советских Социалистических Республик (СССР)».
Логично предположить, что у РФ есть обязательства не только перед другими странами или зарубежными соотечественниками, но и перед гражданами СССР — людьми, рожденными в другой стране. Как минимум, в части обеспечения старости по стандартам СССР.
Смотрим положения по пенсионным обязательствам, изложенные в Конституции и законодательстве СССР:
Статья 43. Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и об инвалидах; другими формами социального обеспечения.
Закон СССР от 15 мая 1990 г. N 1480-I «О пенсионном обеспечении граждан в СССР».
Статья 1. Право граждан в СССР на государственное пенсионное обеспечение
Граждане СССР имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом.
Статья 13. Условия назначения пенсий
Право на пенсию по возрасту имеют:
- мужчины — по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;
- женщины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
РФ стала правопреемником СССР, рассчиталась по долгам СССР с иностранными кредиторами, но почему то не хочет отдавать долги и пенсионным обязательствам родившимся и работавшим в СССР людям. Это, как минимум, непорядочно, а как максимум… По моему мнению, любые изменения пенсионной системы РФ допустимо только для родившихся в РФ.
Следующий вопрос — где и как будут работать «омоложенные» россияне и новые поколения молодежи. По данным Росстата, численность экономически активного населения по итогам выборочного обследования в ноябре 2017 года составила 76,4 млн человек, или 52% от общей численности населения страны.
3,9 млн человек или 5,1% экономически активного населения классифицировались как безработные. Численность безработных в ноябре 2017 года по сравнению с ноябрем 2016 года уменьшилась на 228 тысяч человек, или на 5,5%.
По данным Минтруда России, доля работающих пенсионеров в общей численности пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда РФ, стабильна и на 1 января 2018 года составляет 21,1% (на 1 января 2017 года — 21,1%). После выхода на пенсию продолжает трудиться каждый пятый пенсионер.
Соответственно, после поднятия пенсионного возраста, этот процент возрастет с 21% до 100%, что резко сократит количество вакансий и замедлит карьерный рост для более молодых сотрудников.
Куда пойдут работать новые поколения россиян, если на 4 апреля 2018 года численность только официально безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 779 070 человек? Добавим к ним еще 108 405 человек — суммарную численность работников, находившихся в простое по инициативе администрации, работавших неполный рабочий день, а также работников, которым были предоставлены отпуска по соглашению сторон.
Теперь — миграционные потоки. Что будет с трудовыми мигрантами, приезжавшими в РФ в прошлые годы? Будут ли проводиться массовые депортации из страны или будет иное решение?
Все перечисленное — только верхушка айсберга проблем и, разумеется, нельзя проводить никаких революций в области пенсионной реформы без диалога власти и общества, а также только для того, чтобы решить текущие проблемы. Может быть, стоит поискать деньги на пенсии в частных структурах, использующих общенациональные ресурсы?
Хотелось бы, чтобы власть, как институт, регулярно перечитывала Статью 3 Конституции РФ:
- Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
- Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
- Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
- Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.