Заниматься популизмом куда легче, чем принимать эмоционально непопулярные, но сугубо практичные решение.
Какой шум поднялся в Рыбинске по поводу расторжения договора на троллейбусный маршрут № 5! Подогреваемая некомпетентными личностями, заинтересованными исключительно в собственном пиаре, проблема вышла за пределы Рыбинска, приняла общероссийский масштаб и вылилась в смертельную опасность для троллейбусов всей страны.
Между тем инициаторам протеста стоило бы учесть, что такие решения не принимаются на пустом месте. Всему есть рациональное объяснение и достойная альтернатива.
Поговорим сначала о причинах, затем — о последствиях.
С 1 июля транспортная работа маршрута № 5 в Рыбинске была сокращена на 48%.
В техническом задании к конкурсной документации по маршруту № 5 было указано расписание — 55 рейсов шестью троллейбусами.
Заказчик перевозок — рыбинский департамент ЖКХ — принял такое решение по результатам мониторинга пассажиропотока. Учитывалась и необходимость снижения транспортной нагрузки на улицу Крестовую.
История маршрута такова. До 2018 года «пятерка» не имела дублирующих автобусных маршрутов. Она ходила через железнодорожный вокзал, Зачеремушный район, Скоморохову гору, Веретье — 1,2,3 и Центральный район Рыбинска.
Однако при остановке работы троллейбусов из-за ДТП, аварийных работ, обрывов контактной сети, жители города оставались без транспортного сообщения между перечисленными районами.
Например, в апреле 2018 года из-за задолженности АО «Рыбинскэлетротранс» перед поставщиком электроэнергии на сутки была обесточена тяговая подстанция, обеспечивающая работу троллейбусного маршрута № 5. И в департамент ЖКХ, транспорта и связи начали поступать жалобы горожан и просьбы об открытии альтернативного автобусного маршрута.
В 2018 году появился автобусный маршрут № 25 «Улица Расторгуева — улица Куйбышева».
В 2019 году в связи с многочисленными обращениями жителей об обеспечении сообщения между Скомороховой горой и поликлиникой имени Семашко администрацией Рыбинска рассматривался вопрос об изменении муниципального маршрута № 25 или троллейбусного маршрута № 5 «Троллейбусный парк — улица Куйбышева».
Тогда АО «Рыбинскэлектротранс» ответило категорическим несогласием по изменению троллейбусного маршрута № 5. Более того, троллейбусники предложили заказчику перевозок рассмотреть такое изменение на автобусном маршруте №25. Перевозчик последнего согласился.
А в 2020 году в связи с увеличением пассажиропотока почти в 3 раза (с 20 тыс пассажиров в январе 2019 года до 60 тыс. в феврале 2020 года) межрейсовый интервал 25-го маршрута был сокращен с 35 мин до 10-20 минут. В рабочие дни здесь выполняют 72 рейса девять автобусов.
Следующим логичным шагом стало сокращение количества рейсов троллейбуса № 5.
Кроме того, это укладывается в концепцию транспортной разгрузки Крестовой улицы. Такая работа ведется и в отношении автобусов. Так, с 1 мая этого года по Крестовой улице исключено движение межмуниципальных автобусных маршрутов № 107,108,109, 114, 116, 179, 180, муниципального автобусного маршрута № 15, частично — маршрута № 25.
Однако АО «Рыбинскэлектротранс», подписав договор, нарушило его условия.
— Любая транспортная схема должна быть сбалансирована в интересах пассажиров, энергетиков и коммунальных служб, — комментирует ситуацию глава Рыбинска Денис Добряков. — Увеличив практически в два раза количество рейсов, «Рыбинскэлектротранс» существенно изменил ситуацию на рынке пассажирских перевозок вопреки имеющимся у нас договоренностям. Ситуация сложная и неоднозначная, но мы приложим все силы, чтобы сохранить троллейбусный транспорт в Рыбинске. Он является одним из самых предпочитаемых у горожан, он экологичный, у него высокая провозная способность. Будет самой крайней мерой заменять его на другой вид транспорта. Но мы на нее идти не хотим — сейчас многое зависит от того, как на наши предложения отреагирует «Рыбинскэлектротранс».