Чтоб вставить ссылку, используйте html-тег:
<a href="http://адрес_ссылки">текст_ссылки</a>


История
2 марта 2024 в рубрике «Однажды в…»

Фабрика «Маяк»: от расцвета до заката

История спичечной фабрики в Рыбинске

Годом открытия спичечной фабрики в Рыбинске считается 1917-й. Однако предприятие «родилось» раньше, в 1862 году. И не в Рыбинске, а в деревне Гнилищи Логазовской волости Псковкой губернии. Построил фабрику для выпуска спичек мещанин Войнов. Производство успешно работало как гражданское до Первой мировой войны, когда оборудование передали в аренду механическому отделу Северного фронта Всероссийского земского Союза.

В сентябре 1916 года фабрику эвакуировали из Псковской области в Рыбинск. Разместилась она в здании бывших бань купца Мыркина на ул. Веденеевской, д. 7. И в апреле 1917 года здесь выпустили первую продукцию.

Декретом Советской власти от 15 октября 1918 года фабрика из Всероссийского Земского союза была передана в ведение химического отдела управления Совета народного хозяйства Рыбинского района. Заведующим фабрикой был назначен Николай Васильевич Березницкий.

В 1918 году, во время контрреволюционного мятежа, в Ярославле сгорела спичечная фабрика «Факел». Часть уцелевшего оборудования и 20 рабочих специалистов были переведены на фабрику в Рыбинск.

Баня Мыркина не соответствовало требованиям производства. А после пожара, который уничтожил второй этаж здания, встал вопрос о переводе фабрики на новое место. И в 1920 году для размещения производства началось переоборудование бывших хлебных амбаров в Рыбинске. В январе 1922 года фабрика начала работать в новом помещении на улице Захарова, где и находилась до закрытия.

Главным недостатком фабрики тогда являлась слабая механизация производства. Осину на чурки пилили двуручной пилой, а для окорки существовал топор. Изготовление спичек, набивка в коробки, упаковка и другие операции производились также ручным способом. Это настолько удорожало производство, что себестоимость спичек обходилась выше тогдашних утвержденных цен.

Для повышения рентабельности производства на фабрике провели опыты по изготовлению коробок утроенного размера, которые вмещали по 180 спичек каждая. Эксперимент увенчался успехом, себестоимость спичек удалось существенно снизить.

На 23 июня 1920 года средняя месячная выработка фабрики составляла 275 ящиков спичек. В штате числилось 67 рабочих и 16 служащих.

В марте 1923 года рабочим объявили, что фабрике нужно дать название. Был открыт конкурс на лучшее название для спичечной фабрики. Победителем стал рабочий Андреев, предложивший название «Маяк». За победу ему дали премию — целый ящик спичек.

Официально название «Маяк» закрепили 11 марта 1923 года на общем собрании рабочих. А в 1929 году фабрику чуть не закрыли. Причинами кризиса стали низкая производительность, отсутствие химических материалов и сырья. 300 человек, трудившихся тогда на производстве спичек, рисковали получить статус безработных.

На выручку пришел завод «Металлист» (завод полиграфических машин). Рабочие предложили помощь в переоборудовании фабрики и единогласно постановили удлинить свой рабочий день в обе смены до 10 часов.

С 13 мая 1929 года «Металлист» временно перешел на десятичасовой рабочий день. Рабочие завода делают и устанавливают на фабрике 20 машин и один сушильный аппарат и принимают участие в ремонте всего оборудования фабрики.

И уже в 1930 году рыбинская фабрика «Маяк» выпустила новую продукцию. Это были сесквисульфидные «шведские» ветроустойчивые спички и спички-книжки.

30-е годы

В 1931 году на «Маяке» установили автомат «Симплекс». Производство спичек увеличилось до 15570 ящиков в месяц.

В 1937 году коллектив завода получил почетный заказ на изготовление ветроустойчивых спичек для первой экспедиции на дрейфующей льдине «Северный полюс — 1», которой руководил Папанин.

В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, фабрика перешла на изготовление запальных спичек для противотанковой жидкости. В 1945-м в Рыбинске изготовили партию спичек для участников Крымской конференции.

Большая модернизация производства началась в 1948 году. Для улучшения качества, роста выпуска продукции на «Маяке» проводятся работы по механизации технологического процесса и замене устаревшего оборудования. В 1950 году автоматы «Симплекс» были заменены более производительными автоматами «Фойт». Через год были установлены еще два автомата «Фойт», новые коробко-сульфидные аппараты и красильные машины, введена автоматическая маркировка коробок на набивочных машинах.

В 1958 году были выпущены первые спички-сувениры. Сувенирные спичечные наборы, изготовленные в Рыбинске, даже экспонировались на Брюссельской выставке в Бельгии в качестве достижения советской промышленности.

С 1959 года на фабрике начали внедрять новую технику повсеместно, начиная от заготовки и разделки сырья и до транспортировки готовой продукции на склад. Уровень механизации составил 86%.

За досрочное завершение планов, самую высокую в Советском Союзе выработку, достижение высоких технико-экономических показателей Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1971 года Рыбинская спичечная фабрика «Маяк» была награждена орденом «Знак Почета».

В 1980-1981 годах фабрика перешла на изготовление спичек в картонных коробках с печатью на заготовке. Печатные формы поставлялись централизованно с фабрики в городе Балабаново. В 1985 году на «Маяке» установили комплект оборудования для изготовления хозяйственных спичек по 1000 штук в коробке.

Спички, изготовленные в Рыбинске, поставлялись в 11 областей СССР.

С 1990 фабрика перешла на выпуск коробков со своими рисунками. В разработке дизайна участвовали местные художники. Одним из первых разработчиков сюжетных этикеточных рисунков стал художник Игорь Быков, в его портфолио — оформление наборов « Г. Рыбинск», «Дом отдыха», «Завод Новозыбков», «Продукция П/Я Готек», «Фабрика Маяк», «День Победы», а также несколько видов фоновых коробок с логотипом фабрики.

В конце 1992 года началось акционирование фабрики «Маяк». 13 ноября предприятие было преобразовано в акционерное общество открытого типа «Маяк». Тогда же при АООТ «Маяк» создаются малые предприятия, основным видом деятельности большинства являются посредническая и торгово-закупочная.

В августе 1999 года «Маяк» стал первым в России национализированным предприятием. Это случилось, когда администрации Ярославской области купила имущественный комплекс фабрики за 2,5 млн. рублей. Прежние владельцы предприятия объявили локаут с 1 января 1996 года, а затем по решению Ярославского арбитражного суда были отстранены от руководства предприятием. На фабрике ввели внешнее управление.

Конкурсный управляющий Нина Милорадова с июля 1998 по май 1999 года увеличила объем производства на 36,4%, число работающих выросло до 444 человек — в два с половиной раза. Началось погашение долгов перед бюджетами всех уровней, долгов перед работниками предприятия.

Удовлетворенный успехами фабрики губернатор Анатолий Лисицын распорядился летом 1999 года выкупить «Маяк» в областную собственность, а Нину Милорадову назначил гендиректором.

Однако осенью 2004 года на спичечной фабрике в Рыбинске вновь начались финансовые проблемы. Зарплата рабочим задерживали, коллектив выходит на митинги, долги в бюджеты растут, поставщикам воды и тепла фабрика задолжала более 50 миллионов рублей.

При этом предприятие продолжает работу. В декабре 2004 года это областное государственное предприятие было акционировано, 100-процентный пакет акций остался в региональной собственности. В соответствии с планом развития госсектора Ярославской области, включенного в состав бюджета области на 2005 год, выручка «Маяка» должна была составить 123,2 млн рублей.

В марте 2005 года губернатор Анатолий Лисицын распорядился изыскать средства в размере 1,5 млн рублей на погашение задолженности по заработной плате работникам спичечной фабрики ОАО «Маяк» в Рыбинске. Но в феврале того же года предприятие  остановило работу. А в 2007 году фабрика перестала существовать.

Комментарии

Владимир 2 марта 2024 в 14:53

"...с июля 1998 по май 1998 года увеличила объем..." Время, назад!

Владимир Макаров 2 марта 2024 в 22:36

Хорошая была фабрика! Бывал там не один разна экскурсиях. А спички были замечательные.

НОД Рыбинск 4 марта 2024 в 08:38

Именно поэтому в 2008-м году Президент лично приезжал в Рыбинск и потребовал передать НПО "Сатурн" в госкорпорацию ОДК, а не то бы "эффективные менеджеры" ельцинских времён и это стратегическое предприятие развалили и продали с молотка.

житель Рыбинска 4 марта 2024 в 09:00

Путинские эффективные менеджеры не сделали ни одного гражданского самолёта за 2023год.Серийное производство самолёта МС-12 отложено до 2026 года, да и самолёт получился не такой о каком докладывали Путину.Он получился на 6тонн тяжелее ,дальность вместо 5000тыс .км. уменьшилась до 3500км,а пассажировместимость уменьшилась на треть.С высокоскоростными железными дорогами ситуация ещё хуже.Хуснуллин заявил что в 2024г будет сделана только трассировка трассы (колышки забьют по намеченной трассе ). ПД-8 тоже ещё не в серии.В ЖКХ вообще на грани фола.Прошло 23 года правления путинских эффективных менеджеров.

НОД Рыбинск 4 марта 2024 в 10:01

Если бы Вы вместо копирования заезженных либеральных текстов и смакования отдельных недостатках уделяли время своему самообразованию, то Вы бы узнали о существовании российско-китайского проекта современного широкофюзеляжного дальнемагистрального CR929 (CR означает China & Russia), который имеет гигантские перспективы на рынке гражданской авиации. На сайте "Сделано у нас" есть подробное техническое описание этого самолёта, который уже совсем скоро потеснит с рынка гражданской авиации обленившихся Boeing и Airbus. Так что не нужно слепо повторять вражеские безосновательные заявления.

житель Рыбинска 4 марта 2024 в 10:49

Насчёт российско - китайских проектов знаем не по наслышке. Особенно в автопроме.Китайские авто от 2млн.руб. завалили российские автосервисы.Дорогие и качественные авто КНР, российскому потребителю не по карману.Кооперация РФ и КНР по самолёту CR929 , такая же как и с автомобилем "Москвич " Хотя " Москвич " китайцы в РФ собирают и продают , а вот широкофюзеляжного CR929 , только макет.Так что НОДовский понтовый патриотизм тут не катит

Сергей 4 марта 2024 в 11:06

Я больше скажу, в настоящее время этот проект называется С929, а если НОД узнает, куда делась буква R, то ему самому понадобится лекции генерала Петрова пересматривать.

Горожанин 6 марта 2024 в 16:38

Иди нах.. тормоз. Это были не Путинские "эффективные" менеджеры, а прозападные вороватые и лицемерные управленцы нового поколения, взрощенные ельцинской эпохой всеобщего бандитизма и воровства, которые учились руководить по западным методичкам, написанными Госдепом США и ЦРУ. Один из таких менеджеров - Ю. В. Ласточкин, захотевший присвоить себе путем незаконной приватизации народное достояние - оборонное предприятие НПО Сатурн.

Путин всю жизнь как раз и стремился убрать таких от руководства. За последние 2 года этот процесс значительно ускорился.

Горожанин 6 марта 2024 в 16:56

P.S/ Фабрика МАЯК как раз и исчезла из-за управления таких ельцинских глобалистско- либерально-демократических вороватых "эффективных" менеджеров. Спичечная фабрика пережила Гражданскую войну, Великую Отечественную войну, Перестройку, лихие 90-е, а перед руководством управленцев, учившихся по западным цинично-глобалистским лекалам не устояла. Весь бардак в управлении предприятиями России родом именно из 90-х годов, все бандюги, рэкетиры и воры оттуда. Путин только и делал потом, что разгребал авгиевы конюшни с говном в виде таких управленцев, выявляя и сажая их.

житель Рыбинска 7 марта 2024 в 05:27

От себя только курица гребёт. Сейчас вновь подняли лозунг грабь награбленное.Только вот грабить оказалось уже нечего.Пример ,национализация Ивановского станкостроительного завода.Национализировали пустые разрушенные заводские корпуса.

Насчёт ЮВЛ ! ЮВЛ создал мощное научно-производственное объединение .Разработаны и запущены в серийное производство совершенно новые газотурбинные двигатели гражданского и военного назначения ,включая ГТД - 110М. А вот что сделал путинский бездарь и самый богатый вице -премьер он же министр промышленности и торговли Мантуров с ежегодным доходом 756 млн.руб. ? Да ничего.За 2023 год не построили ни одного гражданского самолета.В МС-21 вбухано десятки если не сотни млрд.руб. и когда он будет летать с пассажирами неизвестно. Танк Т-14 (Армата ) бояться применять т.к.он очень дорогой. Конца и результатов СВО не просматривается.ЖКХ на грани фола.Прошло 23 года путинского разгребания.

Владимир 8 марта 2024 в 08:06

"Маяк" - доказательство тому, что "ширпотребские" производства (не государство- или градообразующие) должны быть, что называется, в свободном плавании, то бишь не сидеть на бюджете. Спрос на спички резко упал с массовым появлением китайских копеечных зажигалок и газовых плит с авторозжигом. Только и всего. Как было с патефонными фабриками. Тут либо закрывайся, либо меняй профиль.

житель Рыбинска 8 марта 2024 в 08:34

В 1826 году , аптекарь Джон Вокер изобрёл спички.Он облегчил жизнь людей ,что можно в любой момент ,чиркнув спичкой развести огонь,зажечь свечу.Спички бывают разные .Это домашние,каминные ,охотничьи , спички которые горят под водой , спички сигнальные ,спички термические.Есть спички для влажного субтропического климата. Так что спички востребованы до сих пор.Череповецкая и Кировская спичечные фабрики работают до сих пор в полную мощь.Рыбинскую спичечную фабрику погубило не эффективное управление.Милорадова работала на хапок и не думала о развитии и модернизации фабрики и зациклилась только на одном виде продукции.Итог печален для фабрики но не для Милорадовой.

Владимир 8 марта 2024 в 13:14

И это тоже. Но основу производства на "Маяке" составляли самые обычные спички. А все остальные - далеко не массовое производство. Выжить в условиях падения спроса непросто. Очевидно, на "Маяке" не оказалось человека, который бы с этим справился.

Добавить комментарий

Чтоб вставить ссылку, используйте html-тег:
<a href="http://адрес_ссылки">текст_ссылки</a>


Последние записи

28 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
Тепло в Рыбинске начнут отключать 6 мая. Распоряжение подписал глава Рыбинска Дмитрий Рудаков
24 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
Перевозчики определены на все рыбинские маршруты
20 апреля 2024 в рубрике «Новости»
В 90-е года работал первым заместителем главы администрации Рыбинска
20 апреля 2024 в рубрике «Новости»
Киноклуб «Современник» представляет 24 апреля
19 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
Такой же, как город потерял в пожаре в 2011 году
10 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
События Первой мировой подчеркнули значение Рыбинска, как важного транспортного узла России...
9 апреля 2024 в рубрике «Новости»
В первой партии Рыбинск закупил 12 тысяч пакетов. Стойки устанавливают в Волжском парке. По мере необходимости дворники будут добавлять пакеты на стойки

Архив