Чтоб вставить ссылку, используйте html-тег:
<a href="http://адрес_ссылки">текст_ссылки</a>


Из различных источников
24 мая 2020 в рубрике «Однажды в…»

Елена Тидебель, музыкальный критик

В 1847 году в Рыбинске родилась Елена Тидебель, Елена Максимилиановна (Елена Аделаида), журналист и первая в России женщина — музыкальный критик.

Тидебель (Тидебёль) — дворянский род, происходящий из Померании (von Tidebohl).

Глава семьи Максимилиан Тидебель был инженером. У него с женой Шарлоттой Лунд было десять детей, среди них — сын Арнольд Максимилианович (1863-1918), названный, видимо, в честь дяди — тайного советника, военный инженер, полковник, участник русско-японской войны 1904-1905 годов. И дочь Елена Аделаида. Она родилась 7 декабря 1847 года в Рыбинске.

Елена Максимилиановна Тидебель — пианистка, музыкант, педагог, журналист и музыкальный критик. В архиве музея Глинки сохранились ее отзывы о творчестве композитора Скрябина, с которым у Елены Максимилиановны была тесная дружба. Елена Тидебель была членом Международного музыкального научного общества. Участвовала в работе международных музыкальных съездов. Свою музыкальную библиотеку она завещала Московской государственной консерватории.

О рыбинском периоде жизни будущего музыканта и критика практически ничего неизвестно. Видимо, семья часто переезжала. Она училась в Лондонском и Оксфордском университетах, в Санкт-Петербургской и Московской консерваториях у профессоров А.Л. Гензельта и В.И. Сафонова. Однако неизвестно, окончила ли он хотя бы одну консерваторию. Но успешно занималась музыкально-педагогической деятельностью в Москве. Блестящее знание нескольких иностранных языков позволило ей познакомить германскую и британскую общественность с творчеством Чайковского и Римского-Корсакова. Ее статьи, касавшиеся разнообразных сторон музыкальной жизни России, имели большое общественное значение.

Дом 55 на Арбате, Москва

Дом 55 на Арбате, Москва

В Москве Елена Тидебель жила на Арбате, в доме 55, квартира №12. Была хорошо знакома с композитором Скрябиным. Среди ее многочисленной родни — племянница, поэтесса цветаевского круга Аделаида Герцык.

В книге «Странствующий маэстро. Переписка В.И. Сафонова 1905-17 гг.» (составитель Л.Л. Тумаринсон) приведены письма музыканта Елене Тидебель. В книге она представлена как пианистка и музыкальный критик, работающая в московских немецкоязычных газетах, время от времени помещавшая заметки о деятельности Сафонова. Тот посылал ей анонсы своих концертов, вырезки из иностранных газет с рецензиями на его выступления. В музее им. Глинки хранится 18 писем Сафонова к ней с 1905 по 1909 год, когда музыкант много концертировал за границей.

Письма написаны то на русском, то на немецком, то на английском языках.

Первое письмо относится к маю 1905 года и написано из Берлина в ответ на письмо Елены Максимилиановны. Сафонов отмечает: «Вы всегда радовались моим успехам». И обещает прислать свой портрет.

Вот еще отрывки из его писем:

«Я опять в знакомой Вам и моей духовной внучке Кёченброде… Очень благодарен за то, Вы взяли на себя труд перевода…» (июнь 1907, из Дрездена).

«Я от души радуюсь Вашим литературным успехам и думаю, что при Вашем образовании и любви к делу Вы можете принести много пользы на этом поприще. …Главное в Вашем теперешнем деле — это иметь чистую совесть… Шуман в своих критических опытах может представить нам хороший пример… Надеюсь, увидимся с вами в Москве» (май 1907 из Берлина).

В третьем ряду первая слева Елена Максимилиановна Тидебель

В третьем ряду первая слева Елена Максимилиановна Тидебель

О последних годах жизни Елены Максимилиановны можно судить по краткому упоминанию ее в письмах Аделаиды Герцык.

После революции Елена Максимилиановна вместе с сестрой продолжала жить в своей старой пятикомнатной квартире на Арбате, возможно и скорее всего, «уплотненной», но как часто тогда бывало, — родственниками.

30 января 1922 года Аделаида Герцык пишет родне со слов мужа Дмитрия, только что вернувшегося из Москвы: «Про Тидебель ничего нового — тетя Леля совсем, совсем старушка, а тетя Адя — молодая, и хорошие Лелекины девочки, которыми они утешаются» (Елена — племянница Елены Максимилиановны — умерла при родах).

Когда Елена Максимилиановна умерла, Михаил Иванов-Борецкий, музыковед и композитор, написал некролог, опубликованный, скорее всего, в журнале «Музыкальное образование»

«Сим сообщалось, что 9 января 1928 г. в Москве скончалась Елена Максимилиановна Тидебёль. Она родилась в семье инженера в Моршанске в 1875 г. (реально — в 1847 году в Рыбинске) и с детства увлекалась музыкой.

В числе ее учителей были Гензельт и Сафонов. С 1899 она начала преподавать в школах Москвы. И вместе с тем стала помещать в издававшейся в Москве на немецком языке газете критические отзывы о концертах и оперных спектаклях. Училась на курсах Лондонского и Оксфордского университетов и образцово знала иностранные языки. Вела музыкально-критическую деятельность в немецких, английских, американских и французских газетах и журналах с 1900 г., публиковала статьи и заметки, освещающие русскую музыкальную жизнь.

Была членом Международного музыкально-научного общества, участвовала в международных съездах в 1913 г. в Берлине и в 1915 г. (видимо, заочно) — в Сан-Франциско. Особенно ценны ее статьи о русском романсе, русской опере, Мусоргском, Скрябине, Рахманинове. Одной из корреспонденций последнего времени был отчет о постановке «Царской невесты» в Московской консерватории.

Свою музыкальную библиотеку она завещала Московской консерватории, как учреждению, в состав которого перешло Общество музыкально-теоретической библиотеки, членом которого она была с самого начала»…

В московской квартире на Арбате, где жила Елена Тидебель

В московской квартире на Арбате, где жила Елена Тидебель

Комментарии

диванный комментатор 25 мая 2020 в 10:13

диванный критик :)

НОД Рыбинск 25 мая 2020 в 12:45

Данная статья наглядно показывает, насколько толерантой была молодая Советская Республика к буржуазным элементам. Несмотря на то, что главная героиня статьи, очевидно, не обладала никакими специальностями и навыками, нужными в труде на предприятиях или в сельском хозяйстве, ей оставили неплохое жильё (многие советские граждане и мечтать о таком не могли) и даже подыскали ей непыльную работу, чтобы обеспечить ее средствами к существованию. "Сложность" и "необходимость" подобной профессии как музыкальный критик, а так же вид публики, который работал на подобных должностях, наглядно описана в бессмертном произведении Ильфа и Петрова:

— Революция! — ответил бывший слепой. — Раньше я платил городовому на углу Крещатика и Прорезной пять рублей в месяц, и меня никто не трогал. Городовой следил даже, чтоб меня не обижали. Хороший был человек.Фамилия ему была Небаба, Семен Васильевич. Я его недавно встретил. Он теперь музыкальный критик.

Профессор Преображенский 25 мая 2020 в 18:08

Вы, сударь, бредите!

Нод 25 мая 2020 в 18:29

Да, уж. Мы находимся в постоянном бреду. Но лечимся. Поскорей бы получить суверенитет, и будет всем счастье.

Добавить комментарий

Чтоб вставить ссылку, используйте html-тег:
<a href="http://адрес_ссылки">текст_ссылки</a>


Последние записи

19 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
Такой же, как город потерял в пожаре в 2011 году
10 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
События Первой мировой подчеркнули значение Рыбинска, как важного транспортного узла России...
9 апреля 2024 в рубрике «Новости»
В первой партии Рыбинск закупил 12 тысяч пакетов. Стойки устанавливают в Волжском парке. По мере необходимости дворники будут добавлять пакеты на стойки
9 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
Гололед, бревна на Волге, благотворительность, травмы на производстве, попрошайки и брань на улице — о каких событиях в Рыбинске писала газета больше века назад
8 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
Какие новости Рыбинска нашли свое место в газетах начала ХХ века
7 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
Петицию против реорганизации онкологического отделения в Рыбинске подписали около 20 тысяч человек. Объяснял решение областного министерства здравоохранения министр Серей Луганский
7 апреля 2024 в рубрике «Новости»
Если город победит в конкурсе Минстроя и получит 130 млн рублей

Архив