Собираемость платежей за услуги ЖКХ в Рыбинске 93 процента. Это значит, что 93 процента рыбинских жителей исправно оплачивают коммунальные счета. Причем, как правило, не интересуясь, соответствует ли количество услуг, и уж тем более их качество тому, что указано в платежке.
Ну вот так мы привыкли. Так устроен наш образ жизни: есть в почтовом ящике счет, значит, наш долг — его оплатить. Совсем по-другому устроено само ЖКХ. Здесь с радостью принимают деньги населения Рыбинска, и очень неохотно расстаются с услугами.
Что мешало, например, МУП «Теплоэнерго» дать тепло в рыбинские дома тогда, когда стало холодно? А не ждать некой календарной точки, обозначенной в постановлении главы Рыбинска? Ах, да, «Теплоэнерго» в долгах. Это только жители привыкли вовремя платить за отопление. А управляющие компании и само «Теплоэнерго» погрязли в финансовых обязательствах.
Но почему нас, жителей, должно интересовать, кто и кому в ЖКХ должен? Зачем нас регулярно извещать, что долг ОАО «Управляющая компания» перед «Теплоэнерго» увеличился или уменьшился? Разве что для того, чтобы было на кого свались вину за холодные квартиры.
«Теплоэнерго» с завидным упорством втягивает население Рыбинска в свои отношения с управляющими компаниями. Тем временем любое нормальное предприятие решает такие проблемы самостоятельно. Например, на переговорах. Или в судах. Или в прокуратуре. Но уж никак ни в публичной плоскости, давя на жалость общественности.
Впрочем, публичная полемика, устроенная рыбинскими коммунальщиками, порой приносит интересные результаты.
Благодаря массированной информационной атаке все уже усвоили, что «Теплоэнерго» обвиняет УК в том, что последние получают деньги населения, но не перечисляют их в теплоснабжающую организацию. В эту схему верится охотно, поскольку к УК претензий нет только у слепого. И выход напрашивается сам собой: расторгайте договоры с УК и заключайте напрямую с «Теплоэнерго».
Но вот «Теплоэнерго» сообщает, что и по прямым договорам с населением существует долг — 73,8 млн рублей. И он растет. О причинах неплатежей можно говорить сколько угодно — это и снижение уровня жизни, и падение платежной дисциплины. Хотя, с другой стороны, если бы все жители Рыбинска взялись за термометры и калькуляторы и тщательно посчитали соответствие количества и качества услуг их стоимости, да прибавили бы к этому потери тепла при его транспортировке, «долг» этот мог быть значительно больше.
Но даже не это главное. «Теплоэнерго» и управляющие компании не могут договориться не только о сроках погашения задолженностей, но даже об их размере.
Вот «Теплоэнерго» сообщает населению Рыбинска, что «на 1 октября 2015 года «лидером» среди должников по-прежнему остается ОАО «Управляющая компания» (директор Сергей Ситников) с долгом 249.2 млн рублей».
А директор Сергей Ситников, являясь, кстати, еще и рыбинским депутатом, столь же публично обвиняет «Теплоэнерго» в завышении этой суммы. Минимум на 50 млн рублей. Именно столько ОАО «Управляющая компания» отыграло в суде у «Теплоэнерго».
И тут начинается самое интересное. УК отказалась платить 50 млн за некачественное тепло, предоставленное населению. Но населению об этом не сообщили. Очевидно, что эти деньги УК получены от добросовестных жильцов за недобросовестные услуги «Теплоэнерго». Последнему они справедливо не достанутся. Но справедливо ли получила их управляющая компания?
Чудес в ЖКХ много. Мы к ним привыкли, и не заморачиваем голову понятиями качества и количества, когда речь идет о коммунальных услугах. Мы просто платим столько, сколько видим в счетах. Ну, может, платим не все, а 93 процента населения Рыбинска. А вот УК готовы биться за качество. Правда, только тогда, когда наши деньги становятся их деньгами. Ну, а «Теплоэнерго»… Мороча голову населению долгами управляющих компаний, «Теплоэнерго» удобно прикрывать собственное бессилие. Иначе отопительный сезон в Рыбинске начинался бы не пятого октября, а тогда, когда в квартирах становится холодно.