Чтоб вставить ссылку, используйте html-тег:
<a href="http://адрес_ссылки">текст_ссылки</a>


16 декабря 2014 в рубрике «Однажды в…»

Отмена выборов: кто будет главным?

Разделить политику и хозяйство и установить контроль над деятельностью администрации. Вот, пожалуй, самые распространенные аргументы, сказанные депутатами Рыбинска в пользу своего решения поддержать отмену прямых выборов главы города. Не будем говорить о том, что многие депутаты, став таковыми в сентябре, неожиданно разочаровались и в выборах, и в избирателях. И о том, что сомнения трактуются в пользу отмены прямых выборов.

— Вообще об аргументации говорить не будем, я ее всерьез рассматривать не могу.

Леонид Можейко, пожалуй, как никто другой из руководителей муниципальных образований понимает суть и выборной должности, и сити-менеджера. Ну, может, еще Александр Нечаев, находящийся в Ярославле в аналогичном статусе, с одной стороны — полномочия выборного мэра, с другой — статус «исполняющий обязанности».

— А о чем тогда будем говорить?

— О том, как будем жить дальше без прямых выборов главы и с назначенцем.

вертикаль власти 1

О реформе

— Ну вот, реформа МСУ в Ярославской области, включая Рыбинск, свершилась…

— Свершилась? Все еще только начинается. Сделан первый шаг — принято базовое решение об отмене в 18-ти муниципальных образованиях региона прямых выборов глав и мэров.

— Кстати, у вас есть версии, почему так спешно переиграли областной закон, принятый в октябре и дающий право Рыбинску и Ярославлю выбирать градоначальников?

— В качестве версии могу предположить, что «сигнал извне» все-таки был получен. О рекомендациях администрации президента прямо говорит Борис Немцов. На некие внешние обстоятельства намекает Михаил Боровицкий. Многие депутаты ссылаются на мнение «большинства». Я делаю вывод — отмена прямых выборов в Ярославской области — это позиция федерального центра.

— Вы с этой позицией согласны?

— С ней нет смысла спорить, тем более что областной закон уже принят. Свое мнение скажу. Мотивация в работе избранного главы все-таки выше, чем в деятельности наемного работника. И политика тут не причем. У главы, который получил мандат на прямых выборах, основной мотив — улучшение жизни всего округа, как бы высокопарно это ни звучало. Сити-менеджер будет рассматривать контракт с точки зрения своей социальной защиты, величины оплаты своего труда, прочих сугубо личных мотивов. Как говорится, почувствуйте разницу. Но повторюсь, сегодня главное — это не обсуждение причин состоявшегося факта, а определение дальнейших «правил игры».

— Эти правила уже описаны депутатами: главе Рыбинска — председателю Муниципального совета переходит политическая роль, нанятому по контракту сити-менеджеру остается городское хозяйство.

— Это такие базовые утверждения, которые требуют массу усилий для реализации. Принятый закон пока не ответил на все вопросы. А основной — это кто будет назначать сити-менеджера.

— Ну как же, комиссия, состоящая наполовину из депутатов. Вторую половину, если можно так выразиться, будет представлять губернатор.

— Тогда сформулирую свою мысль по-другому. Чье слово в назначении будет решающим?

— А как это сейчас можно определить, если голоса делятся поровну?

— Для меня все очевидно. Выдвигается кандидатура сити-менеджера, не важно кем — губернатором или депутатами. Но в конечном счете кандидатуру определяет губернатор. А в случае конфликта окончательным решением может быть даже роспуск совета.

— Вертикаль?

— Да, вертикаль. Иначе вся затея теряет логику. В этой схеме вполне уместны и рекомендации федерального центра, и спешность в принятии закона, и даже попытки рыбинских депутатов спрятаться от избирателей становятся объяснимы.

— В каком смысле — спрятаться?

— Ну, например, вспомните, как принималось решение об отмене выборов. За закрытыми дверями, в отсутствие прессы и работников администрации. Очевидно, депутаты понимают, что решение это непопулярное и не добавит им плюсов в рейтинге.

— А вам не кажется, что сегодня закрытые двери для совета — уже традиция?

— В какой-то мере. Многие решения заранее принимаются фракцией «Единой России», и у депутатов на заседании уже не аргументы, а готовое решение — вот, дескать, фракция так проголосовала. На мой взгляд, это нехорошая тенденция, попытка размыть ответственность.

О вертикали

— Если брать за основу выстраивание вертикали власти, то какие должны быть следующие шаги?

— Принципиальный вопрос — это распределение полномочий между будущим главой (или председателем совета) и сити-менеджедом. Можно сформулировать по-другому: депутатам не стоит упиваться иллюзиями, что они обрели новые полномочия, им нужно осознать новую реальность — усиление влияния губернатора.

— Вы уверены в том, что сами депутаты понимают цель реформы?

— Надеюсь. Мы же все понимаем, что конфликты с вышестоящей властью ни к чему хорошему не приводят. Нужно искать компромисс и свою роль в этом процессе. Мне кажется, что все роли уже обозначены штрихами, осталось их четко прописать.

— Для начала стоит осознать размер предстоящей работы.

— Думаю, что основная работа ляжет на плечи региональной власти. Вместе с полномочиями к ней переходит и ответственность. Как будет строиться работа с муниципальными образованиями в новой реальности? Очевидно, что должны усилиться роль департамента территориального развития. Нужны кадры — и для самого областного правительства, и для того, чтобы все 18 должностей сити-менеджеров были заняты профессионалами в области муниципального управления.

— Однако с кадрами проблема…

— С кадрами везде проблема. Даже на уровне замов губернатора постоянно происходят кадровые перестановки. В России конструкция власти с сити-менеджерами применялась, можно сказать, экспериментально. Поэтому не приходится рассчитывать на широкий выбор профессионалов.

— Когда защищают такую конструкцию, часть приводят в пример США.

— Да, там половина муниципальных образований управляется сити-менеджерами, а глава имеет сугубо представительские функции и власть его, по сути, номинальная. Не вдаваясь в подробности различий нашей схемы управления и американской, скажу лишь, что за сто лет существования института сити-менеджеров в Штатах сложилась хорошая школа подготовки специалистов государственного и муниципального управления. Нам еще только предстоит в это окунуться.

— Может, лиха беда — начало?

— В общем-то, началось все не вчера. Приведу пример. Еще в 2011 году из муниципалитетов были переданы в регион полномочия по здравоохранению. Цель — развитие, модернизация, капремонты, закупка оборудования. Может, я ошибаюсь, но в Рыбинске никакого прорыва не произошло. Сначала областное руководство жаловалось на то, что им от муниципалов досталось разрушенное хозяйство. Но вот прошло три года. Чья теперь разруха, скажем, в прогремевшей на всю Россию детской больнице? Или срок жизни тамошних тараканов — три года? Нет, это уже проблема области.

— Если проблема на территории города, она становится городской, нет?

— Нет. У главы отняли полномочия решать эту проблему. Если раньше я бы не спал ночами и по нескольку раз проверял детскую больницу — как они делают ремонт, чем травят тараканов — то сейчас я понимаю, что ничего сделать не могу. Кстати, это тоже проблема — уход от ответственности. У сити-менеджера ответственность будет за выполнение конкретных поручений, не более.

— Чьих поручений?

— Полагаю, губернатора, вроде, я ясно излагаю.

Можейко Леонид Чеславович

Об ответственности

— Народу, в конечном счете, все равно, чьи поручения выполняет управленец, был бы прок для Рыбинска. А вот об ответственности можно и подробнее.

— Ответственность в любом случае находится в сфере психологии. Материальные стимулы, как то: зарплата, премия или страх потери денег — не заменят внутреннего чувства ответственности. Скажем, у избранного главы работодатель — народ, уровень ответственности — самый высокий. Глава, избранный прямым голосованием, это не только хозяйственная, но и политическая фигура.

— Вот об этом и говорят депутаты, дескать, политика мешает хозяйству.

— А что в их понимании местная политика?

— Говорят, что глава вынужден принимать непрактичные, но популярные решения.

— Эта дилемма встанет перед любой властью — избранной или нанятой. В моем представлении местная политика заключается в том, чтобы найти компромисс между противоречивыми интересами групп населения. А в том, что они противоречивы, убеждают примеры. Скажем, общественный транспорт. Ситуация типична для всех городских округов. Общественный транспорт конкурирует с личными автомобилями, в результате падает объем пассажиро-перевозок и он становится нерентабельным. Личных автомобилей становится все больше, им тесно на улицах города и во дворах. Что делать? Дотировать убытки общественного транспорта или расходовать средства на строительство парковок? Обыватель скажет: нам нужно и то, и другое. В управлении такой проблемой и сотнями похожих и заключается «городская политика».  Понятно, что это задача главы города. Меняется ли в этом примере что-либо, если слово «мэр» заменим словом «сити-менеджер»? Боюсь, что нет. Поэтому аргумент депутатов «отделить хозяйство от политики» достаточно спорный.

— А что вообще нужно сделать, чтобы вертикаль стала полезной для Рыбинска, если уж именно эту конструкцию выбрали депутаты?

— Нужно решать кадровую проблему. Причем, сразу во всех муниципальных образованиях. И одновременно усиливать «муниципальный штаб» губернатора, которым очевидно, станет департамент территориального развития.

— А что городской совет?

— У него трудная внутренняя задача изменения устава и ряда нормативных документов — положений и регламентов. Работа не такая простая, как кажется на первый взгляд. Но это «формальные задачи». Сущностная задача — как стать ближе к избирателям и как объединить конфликтные интересы различных общественных групп. Если в сегодняшней ситуации, когда что-то не удается, депутаты имеют возможность «вызвать на ковер» главу и руководителей департаментов администрации, в новой конструкции им придется писать обращения к губернатору. Все это надо бы осознать уже сегодня.

Комментарии

Антифашист1 16 декабря 2014 в 15:55

Надо же, какой редкостный демагог этот Можейко )

Все с ног на голову. Про мотивацию и ответственность градоначальника - вообще ахинея. Тот же Ласточкин был реально не подотчетен вообще никому. И занимался поэтому исключительно тем, чем хотел + дешевым популизмом. А реальные интересы города и жителей его волновали менее чем совсем никак.

А народ тут массово выступает за сохранение этой системы. Где хоть мозги-то у вас, избиратели... )

Злодрипон 16 декабря 2014 в 16:41

хоспади, если не понял ничего - то порешь чушь, отсутствие аргументов - приписывание всем кому угодно, чего угодно, да, родной?

Сергей Анатольевич 16 декабря 2014 в 21:11

Там дружище, там внизу....

Г.Онищенко 16 декабря 2014 в 21:17

Соглашусь с Антифашистом1, что Чеславыч по поводу мотивации и ответственности загнул. Кроме того, что «я так думаю», больше у него аргументов нет. Что касается «сигнала извне», то он не извне. Извне у Немцова. А Папа может. Вообще, Можейко очень-очень осторожно показал свое неудовольствие.

А вот вопрос: «— А что городской совет?» мне кажется более глубокий, чем на него ответил Можейко, мол пусть ковыряются с документами. Вопрос означал, что с депутатами дальше? В кине обычно говорят – в расход. И это не потому, что они плохие или хорошие. Просто грядет другая система.

Сергей Анатольевич 16 декабря 2014 в 21:34

Ну Вы ещё подпрыгни, а то не понятно кто из нас москаль.

serge 16 декабря 2014 в 21:51

А мне кажется, что не загнул, а осторожничал. Согласен с Онищенко, что другая система будет. Можейко больше всех понимает, какая. В отличие от депутатов, которые так дружно и нелепо голосуют то за отмену выборов, то против бюджета. Антифашист - посмотрите повнимательней, где голова, а где ноги. Не доверяю чиновникам в принципе, но ио главы кажется не политическим и думающим

Виктор 17 декабря 2014 в 00:34

Можейко очень-очень осторожно показал свое неудовольствие"

Очень даже конкретно-видно что не складывается :) Не удивительно-Можейко какой- ни какой спец , а там больше по торговле

Г.Онищенко 17 декабря 2014 в 01:27

Виктор, я всё-таки придерживаюсь своей формулировки.

/ Очень даже конкретно/ - это, в каком месте статьи «Отмена выборов – кто будет главным» и / видно что не складывается/ - это про что? По поводу – /Можейко спец/, я ещё ни одного комментария не встречал опровергающего это высказывание. Поэтому молодец подвел итоговую черту, заодно рубанулся. По торговле….

александр 17 декабря 2014 в 06:54

конечно, спец.... лапшу на уши вешать.

Андрей 16 декабря 2014 в 16:25

Здраво и прагматично!

РЕД 16 декабря 2014 в 16:29

Не думаю,что всё так будет просто. Надо учитывать личность нашего губернатора,который вообще-то работать не любит. Зачем ему какой-то Рыбинск с какими-то проблемами. Отдаст все на откуп депутата в надежде что у них все будет тихо, а это по нашим временам главное.

Но уж если господин Можейко найдет себе место в схеме, то буду рад.

Андрей 16 декабря 2014 в 16:35

Да нет, с учетом личных контактов Л.Ч. Можейко с С.Н. Ястребовым, губернатор скорее ему доверит город, чем "коллективному сознательному" 25 депутатов!

Злодрипон 16 декабря 2014 в 16:39

ну, чего не ясно то? По полочкам, спасибо!

Сергей Анатольевич 16 декабря 2014 в 21:10

Депутаты от горожан наверное резюме не успевают просматривать....Место-то святое.

александр 16 декабря 2014 в 22:24

"У главы отняли полномочия решать эту проблему. Если раньше я бы не спал ночами и по нескольку раз проверял детскую больницу — как они делают ремонт, чем травят тараканов — то сейчас я понимаю, что ничего сделать не могу."

Не только можешь, но и обязан сделать. Согласно п.13 Устава г. Рыбинска "создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми". И основная проблема -то там далеко не в тараканах, а в сфере соц. защиты. Разве главврач не обращался за помощью в решении проблемы детей из неблагополучных семей в администрацию?

serge 16 декабря 2014 в 23:12

Про присмотр и уход - это про детсады: статья 7, 12-й пункт (смотрел на сайте совета депутатов). А про медицинскую помощь - создание условий, 13-й п. Как я понимаю - что то типа предоставление земли, если вдруг область решит строить чего-нибудь медицинское. А разместить детей из неблагополучных семей и работа больницы - не подменяйте понятия. За условия в больнице область отвечает. Они и местные налоги из города себе вроде забрали под это

александр 17 декабря 2014 в 20:57

http://www.yarnews.net/news/show/yaroslavl-region/14679/usidit_li_rostislav_danilenko_v_svoem_kresle.htm

Сергей Анатольевич 16 декабря 2014 в 22:27

В фильме Брат-2 герой актера Суханова сказал умным "переселенцам" из незалэжной: "вы нам ещё за Севастополь ответите".

А внутри России кто ответит за наши города? И когда?

VanDamm 16 декабря 2014 в 22:28

Всё абсолютно логично, строят вертикаль власти. Здесь много зависит от Губернатора - какой он проявит интерес к Рыбинским проблемам?

прохожий 16 декабря 2014 в 22:37

Леонид Чеславович, Вы идеалист, там все зависит кого и как губернатору приподнесут в качестве профи. Приподнесли же Долгова и он согласился . Цена вопроса остается за кадром.

Сергей Анатольевич 17 декабря 2014 в 01:04

В приемной губернатора уже пляшут в присядку. Претендентов пяток...

Г.Онищенко 17 декабря 2014 в 01:34

Сергей Анатольевич, чудак человек! В приемной губернатора танцуют исключительно вальсы. Ну как так, не понимать основ регионального бытия.

Андрей 17 декабря 2014 в 10:00

Не думаю что выстраивается очередь. У Рыбинска есть глава как бы кто к Ласточкину не относился..... и будет еще минимум год......

Алексей 17 декабря 2014 в 15:01

Леонид Чеславович как - то не очень отозвался о фракции "ЕР" в Совет. Сразу видно, что сам беспартийный. А сити-менеджер, я думаю, будет член партии.

Конечно, с многими высказываниями и.о.Главы города можно поспорить.

Главное в этой статье "невооруженным глазом" видна обида Можейко на то, что "ход истории" Рыбинска пошёл не по его сценарию. Надо было в городе сидеть, а он всё по Финляндиям!! Так и прокатал всенародное избрание мэра!!! ведь он им очень хотел быть, но не судьба. Теперь может претендовать только на сити-менеджера.

Правда будет ли его "толкать" Ястребов? Уж больно Можейко, как говорят в его окружении, не лестно высказывается об областной власти и губернаторе. Видно всё не может отвыкнуть от стиля работы Ласточкина. Но Можейко не Ласточкин! Хотя мне он (как человек) нравиться!

РЕД 17 декабря 2014 в 21:06

Не уверен в обязательном членстве в "Единой России". Партия скорее формальная, лишь бы против линии АП не шел человек.

А о высказываниях Алексей, вы зря, как-то похоже это "а он назвал тебя земляным червяком". Не красиво.

Андрей 17 декабря 2014 в 21:19

Даже во фракции ЕР немало беспартийных... Тот же Кельберг, Демченко, Борисов, Пахарев, Дворецкий, Шилова, Мишин, Цветков (членство приостановлена), Барбрарич - минимум 9 из 22...

ЧИЖ 17 декабря 2014 в 23:29

"Скажем, у избранного главы работодатель — народ, уровень ответственности — самый высокий". Лихо загнуто. Во-первых, из кого избирали, какие были соперники? Все было подстроено. Во-вторых, народ для господина мэра был словно быдло, которое можно и матом покрыть... В-третьих, уровень ответственности- наследство из 1,6 миллиардного долга, накопленного за годы правления. А теперь эти долги и разруху кто-то должен разгребать. Где же найдут такого альтруиста. Чеславович только и думает,наверное, как сбежать к себе домой- в Ярославль...

Г.Онищенко 18 декабря 2014 в 00:03

Сбежать к себе в Ярославль не проблема, проблема в Ярославле куда? Принцип, где родился, там и пригодился на сегодняшний день не действует. Американские газовые турбины, тоже больше не приглашают. Вот и получается, хоть не того уровня ягода, а бисер всё равно приходится здесь метать.

Алексей 18 декабря 2014 в 01:58

Может махнёт в Америку, как 20 лет назад, будет принимать туристов из России. А чтобы экономить деньги, сам был и водителем по дорогам Америки. Сейчас наверное и сам себя не представляет в этой роли.

Наталья 18 декабря 2014 в 09:29

Действительно всё логично. Жаль, что констатация факта. Хотелось бы подробнее узнать отношение Можейко к отмене выборов депутатами от Рыбинска. Остается чувство недоговорённости и неоткровенности.

Алексей 18 декабря 2014 в 20:07

Наталья, у депутатов Рыбинска нет права отменять выборы Главы.

Как выбирать Глав городов устанавливается Федеральными законами, т.е. решения принимают депутаты Государственной Думы РФ в Москве, а также Законами Ярославской области, т.е. решение принимают депутаты областной Думы в Ярославле. Местные депутаты только ОБЯЗАНЫ выполнять вышеуказанные Законы. Поэтому не надо всё валить на городских депутатов. Поэтому Можейко может высказать своё недовольство только вышестоящим депутатам, а ругать "начальство" - это "плевать против ветра". А зачем это и.о. Главы, он же видит наглядный пример в лице бывшего шефа. Молчи - за умного сойдёшь!

Сергей Анатольевич 18 декабря 2014 в 20:11

Как сказал сегодня Путин своему секретарю Пескову: "ты зачем дал ей слово.." Это о Собчак. А это о ком. Кто это Можейко? Таких слесарей-сантехников в России много. От Симферополя по самых до окраин.

Добавить комментарий

Чтоб вставить ссылку, используйте html-тег:
<a href="http://адрес_ссылки">текст_ссылки</a>


Последние записи

19 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
Такой же, как город потерял в пожаре в 2011 году
10 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
События Первой мировой подчеркнули значение Рыбинска, как важного транспортного узла России...
9 апреля 2024 в рубрике «Новости»
В первой партии Рыбинск закупил 12 тысяч пакетов. Стойки устанавливают в Волжском парке. По мере необходимости дворники будут добавлять пакеты на стойки
9 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
Гололед, бревна на Волге, благотворительность, травмы на производстве, попрошайки и брань на улице — о каких событиях в Рыбинске писала газета больше века назад
8 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
Какие новости Рыбинска нашли свое место в газетах начала ХХ века
7 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
Петицию против реорганизации онкологического отделения в Рыбинске подписали около 20 тысяч человек. Объяснял решение областного министерства здравоохранения министр Серей Луганский
7 апреля 2024 в рубрике «Новости»
Если город победит в конкурсе Минстроя и получит 130 млн рублей

Архив