Продолжение. Начало Бизнес и власть: поиски смыла, Бизнес: окопное положение, Власть: сделка с бизнесом
С тем, что помощь бизнесу должна быть более предметной, согласен и Константин Долгов. Компенсации процентов по кредитам, финансирование участия в выставках, прочие бюджетные траты — все это сиюминутные решения проблем отдельных предприятий. Конечно, приятно, когда тебе помогают информацией и обучением. А особенно приятно, когда просто дают денег: только развивайся! Но Рыбинск, равно как и все предпринимательское сообщество, скорее всего, разовую помощь двум-трем предприятиям в целом не заметит.
— Не очень люблю слово «бизнес-инкубатор», — говорит Долгов. — Но некую территорию, где в Рыбинске можно попробовать себя в бизнесе, поучиться у опытных предпринимателей, наверное, городу иметь не плохо. Тут, правда, у многих есть опасения: дескать, выучишь на свою голову, а они придут и начнут пилить твой кусок пирога. Но бизнесу надо понимать, что если он останавливается в развитии, то риск потери рынка существует независимо от того, кто и когда придет, свои ли молодые, или чужие и опытные. Нельзя один раз удачно рискнуть в бизнесе, а затем всю жизнь снимать сливки. Если ты не идешь вперед стремительно и постоянно, тебе начнут наступать на пятки более энергичные конкуренты.
В Рыбинске действительно многие из тех, кто вовремя начал и быстро пошел в гору, в какой-то момент вдруг решают, что цель достигнута. Вот она, вожделенная прибыль, жизнь удалась, кури бамбук, смотри телевизор. Для них любое движение кажется опасным. Может, поэтому диалог с властью не получается — Рыбинск-то стремится к развитию, а часть бизнеса — к тишине и покою. И вот тут появляется знаменитая фраза: лишь бы не мешали.
— На самом деле такая ситуация, когда власть и бизнес не мешают друг другу, не самая плохая, — говорит Юлия Дмитриева. — Я вообще считаю, что городская власть должна быть незаметной. Ее решения — да, должны активно влиять на жизнь Рыбинска. Но когда предприниматели работают сами и к власти не обращаются — это не худший случай.
«Сами» — слово ключевое. Ценность предпринимательства в глазах власти как раз и состоит в этой самостоятельности. Сам организовал себе работу. Сам получаешь доход. Сам обеспечиваешь зарплату наемных работников. Сам платишь налоги. Или не платишь и идешь на риск — тоже сам. В конце концов, этимология слова «предприниматель» понятна и без лишних пояснений.
Но поскольку, как мы уже решили, предприниматели все-таки являются частью общества и не зависеть от него не могут по определению, отношения с властью приходится как-то строить.
Юлия Дмитриева считает, что эти отношения должны быть взаимовыгодными. Поддержкой являются муниципальные заказы, которые выполняет малый и средний бизнес. Еще — контакты с крупными предприятиями города, которые может наладить администрация при условии, что малый бизнес сможет обеспечить требуемое качество продукции или услуг. Но взамен власть ждет социального партнерства, которое должно выражаться, по меньшей мере, в наличии в малом бизнесе социальных гарантий наемным работникам, увеличении зарплат или хотя бы в пересмотре соотношения официальных выплат и кэша.
Константин Долгов не спорит — выгода должны быть обоюдной. Идеальную модель отношений власти и бизнеса Долгов видит так. Предприниматель должен заплатить налоги, а государство должно сделать ему преференции, за счет которых предприниматель заплатить еще больше налогов. Это бесконечный процесс материального построения общества. И он предполагает одновременные действия обеих сторон.
— На одном собрании предпринимателей я обратился к главе Рыбинска Юрию Ласточкину с предложением увеличить финансирование поддержки предпринимателей, — говорит Долгов. — В ответ услышал: какие есть предложения? А мне и сказать нечего.
Нет у бизнеса предложений к власти. Нет диалога. По сути, нет и отношений. Если, конечно, не считать за отношения обязанность уплаты в бюджет налогов и отдельные мероприятия по городской программе поддержки малого бизнеса со смехотворной суммой в один миллион. Мечтаете о большем? А предложений-то нет!
— Мне бы хотелось, чтобы предприниматели осознавали: их деятельность оказывает прямое влияние на жизнь города и его жителей, — говорит Юлия Дмитриева. — Повышение качества товаров и услуг, расширение ассортимента, поддержание чистоты и порядка на территориях, вокруг офисов, повышение качества рабочих мест — это не только расходы. В среднесрочной перспективе — это рост продаж, снижение текучести кадров, высокая квалификация работников, а значит, снижение вероятных ошибок персонала и неэффективных расходов. Если смотреть еще шире — это привлекательность города как территории для различных категорий туристов, иммиграция трудовых ресурсов высокого качества, что создает возможность для роста своего бизнеса. Для администрации это означает увеличение доходов бюджета и возможность реализации программ с целью повышения качества услуг в социальной сфере — образовании, спорте, культуре. Когда мы все вместе — и власть, и бизнес — будем понимать эту взаимосвязь, мы, безусловно, найдем общие интересы и точки соприкосновения.
Форсайт