Дореволюционный Рыбинск славился веротерпимостью. Размах ее впечатляет даже сегодня: помимо несчетного числа православных храмов, здесь мирно располагались старообрядческая церковь, католический костел, лютеранская кирха, еврейская синагога. Кирхе не повезло также как и большинству православных церквей — от них остались лишь воспоминания современников да старинные фотографии. Время отчасти пощадило костел — общие контуры этого здания торжествуют своим псевдоготическим стилем и сегодня. Синагога заняла промежуточное место во времени и пространстве: ее вроде бы нет, но она все-таки есть. В здании № 47а на ул. Чкалова, где сегодня расположена детская спортивная школа №1, трудно узнать еврейский «дом собрания». Но даже без религиозного антуража, без изображения магендавида, это — бывшая синагога, о возвращении которой мечтает рыбинская еврейская община «Лехаим».
…В конце XIX — начале XX веков Рыбинск был провинциальной «русской Америкой», в истории которой переплелись судьбы и интересы самых различных конфессий и этнических общин.
Согласно статистическим отчетам рыбинской городской полиции за 1852 год в Рыбинске не было постоянного еврейского населения, за исключением «состоящих на службе в разных воинских командах 7 человек мужеска и 3 женска пола». В ведомости об иноверцах за 1855 год в городе уже значилось постоянное еврейское население — 36 мужчин и 15 женщин.
Позже оно увеличилось незначительно. В 1868 году в городе проживало 45 евреев-мужчин и 18 женщин, а еще через пятнадцать лет — 235 лиц иудейского вероисповедания, из них 50 мужчин, 50 женщин и при них 135 детей.
В 1907 году, на исходе первой русской революции, по данным полиции, в Рыбинске постоянно проживало 415 и временно 280 представителей иудейской диаспоры. Резкое увеличение численности евреев в Рыбинске связано с событиями первой мировой войны, когда потомки иудеев в ходе разделов Речи Посполитой, спасаясь от немцев, оказались в Великороссии.
В Рыбинске действовал еврейский молитвенный дом «для низших чинов», а с ростом общины в 1916 году появилась каменная синагога, скромное невысокое здание — наложенные церковью и властями ограничения не позволяли строить синагоги выше жилых домов.
Общепринятых требований к архитектуре синагог не существовало. В Рыбинске еврейский «дом собрания» был выстроен прямоугольным, двухэтажным, фасадом обращенным к Иерусалиму, что являлось непременным условием для местоположения синагоги.
В ограждении на крыше и в переплетах окон второго этажа были использованы изображения магендавида — гексаграммы, звезды с шестью углами, которая образуется из двух наложенных друг на друга равносторонних треугольников.
Синагога служила рыбинским евреям до 1929-го года, когда общине было отказано в перерегистрации.
Но начало конца «дома собрания» было положено 29 октября 1920 года Рыбинским исполнительным комитетом, который, выслушав «доклад комиссии по приисканию квартир для рабочих водного транспорта, постановил: синагогу перевести в помещение старой молельни, а ее помещение передать для культурно-просветительных целей. Председатель К.И. Бухарин, секретарь Малов».
Тогда общине удалось убедить Рыбинский исполком пощадить религиозные чувства евреев и отменить свое постановление. Но в 1929-м году синагога теряется свое культовое назначение. Здесь располагается… клуб Союза коммунистической молодежи. Разумеется, интерьер здания приспособили в соответствии с представлениями об удобстве того времени, а из внешнего убранства пропала еврейская символика.
Сразу после Великой Отечественной войны бывшая синагога помогала растить Рыбинску юных спортсменов, что делает до сих пор с завидным успехом — акробаты рыбинской школы не раз занимали призовые места в европейских и мировых первенствах.
Сегодня о культовом назначении здания напоминают только старые документы и фотографии прошлого века. Но один из старых сотрудников школы рассказывает, что какое-то время после войны мотив магендавида еще присутствовал в переплетах окон второго этажа бывшей синагоги на улице Чкалова.