Рыбинское предприятие «Верфь братьев Нобель» является крупнейшим судостроительным заводом на Верхней Волге, который оборудован самым большим слипом в Ярославской области, позволяющим спускать и поднимать суда длиной до 140 м и шириной 17 м. Производственные мощности предприятия позволяют строить, модернизировать и ремонтировать суда различного назначения: сухогрузы, танкеры для перевозки нефти и нефтепродуктов, суда обеспечения, в том числе морские водолазные и гидрографические суда, корпуса судов различных типов.
Сообщения о получении предприятием в Рыбинске нового заказа и спуске на воду очередного судна ранее нередко звучали в федеральных новостях. Тем неожиданней оказалась информация о переходе предприятия на укороченный рабочий день. Центр занятости уже получил извещение о том, что в мае судостроители будут работать по 4 часа. О том, почему ООО «Верфь братьев Нобель» вынуждено пойти на эти меры, о сегодняшнем дне предприятия и перспективах на будущее рассказывает управляющий директор Дмитрий Быстров.
— Для работы над проектом строительства серии танкеров проекта RST25, который намерен реализовывать завод, перед нами были поставлены и успешно решены задачи по наращиванию производственных мощностей, привлечению дополнительных трудовых ресурсов. Однако на сегодняшний день у судовладельцев нет собственных средств для оплаты заказа. Поэтому нам пришлось перестроить производственную программу и ориентироваться на выпуск мало— и среднетоннажных судов, таких, как суда вспомогательного флота для внутренних водных путей, баржебуксирных составов и т.п.
Учитывая, что цикл строительства новых заказов и процессы подготовки и обеспечения значительно отличаются от проекта танкеров, потребовался другой подход к организации работы. Наше предприятие с целью подготовки к строительству этой продукции проводит структурную реорганизацию производства. Для того чтобы сохранить рабочие места и не потерять квалифицированных специалистов, было принято решение ввести режим неполного рабочего дня.
Возможно, удастся избежать такой меры. Но это, в первую очередь, будет зависеть от самого коллектива завода, от его готовности осваивать смежные специальности и гибко реагировать на изменяющиеся условия.
— Как отнеслись работники предприятия на сообщение о неполном рабочем дне?
— Конечно, сотрудники предприятия обеспокоены сложившейся ситуацией. Но тех, кто решил уволиться, единицы. Коллектив верит, что со стапеля завода в ближайшем будущем будет спущено множество судов различного типа.
— Что сегодня находится в «портфеле заказов» предприятия?
— «Портфель заказов» на 2013 год был сформирован в 2010 году. Это строительство серии нефтеналивных танкеров проекта RST25 для ОАО «Московское речное пароходство», и в 2012 году — строительство несамоходных барж проекта ROB07 для ОАО «Ленское объединенное речное пароходство».
Строительство танкеров проекта RST25 является очень важным событием не только для предприятия (до настоящего момента подобные суда на заводе не строились), но и для всей России. Это совершенно новый тип нефтеналивного судна, имеющего повышенный класс экологической безопасности и автоматизации.
Согласно производственной программе передача судов заказчику будет производиться таким образом: третье судно проекта RST25 — в мае 2013 года, баржи проекта ROB07 (заводские номера 03001 и 03002) — в текущем году, а заводские номера 03003 и 03004 — в 2014 году.
В начале 2013 года мы выиграли тендер на строительство обстановочных судов. Также ведутся переговоры по модернизации вспомогательного флота и судов обеспечения для заказчиков Каспийского региона.
Отрасль судостроения отличается своей сложностью в плане получения заказов заводами, и на начало 2013 года многие государственные заказы находятся на завершающем этапе, суда уже заложены, объем работ определен. Рассчитывать на участие в федеральных программах можно только с 2014 года, поэтому наши усилия направлены на привлечение заказов по судоремонту. Уже сегодня поступило большое количество заявок на проведение ремонтных работ на судах различного типа на весенне-летний период.
— Как сказался на предприятии активный интерес государства к укреплению военно-морского флота России?
— Основной пакет заказов по изготовлению судов для ВМФ направлен на крупнейшие предприятия Объединенной судостроительной корпорации — это открытое акционерное общество со стопроцентным государственным капиталом. В первую очередь ВМФ нуждается в получении боевых судов: корветов, фрегатов, авианесущих крейсеров. К сожалению, производственные мощности нашего предприятия не позволяют выпускать суда такого класса и водоизмещения.
Но при этом ВМФ всегда нуждался в судах обеспечения и снабжения. Именно на получение таких заказов сконцентрированы наши усилия.
Наше предприятие уже принимает участие в тендерах. Уверенность нам придает наличие опыта по строительству судов для ВМФ, удобное географическое расположение.
Для ВМФ России были построены морское водолазное судно ВМ-596, малое гидрографическое судно «Вайгач». Оба судна вошли в состав Военно-морского Флота РФ. В период гарантийного срока эксплуатации на предприятие не было направлено ни одного рекламационного акта.
— Как строится инвестиционная политика предприятия?
— Разработка инвестиционной политики предполагает определение долгосрочных целей. К сожалению, на сегодняшний день отрасль судостроения не позволяет без государственной поддержки сформировать производственную программу на несколько лет вперед, что затрудняет привлечение инвестиций в развитие предприятия. Поэтому «Верфь братьев Нобель» крупных вложений не производит, мы покупаем только самое необходимое оборудование.
— Вы участвуете в реализации социальных программах?
— Нет. Причина та же: в связи с отсутствием государственной поддержки, мы не имеем свободных средств на дополнительные социальные гарантии.
— Существуют ли у предприятия проблемы с квалифицированными кадрами?
— Могу сказать, что проблемы с персоналом на предприятии носят общероссийский характер. Не хватает учебных заведений по выпуску квалифицированного персонала для судостроительной отрасли. Предприятию приходится обучать специалистов с непрофильным образованием собственными силами, что иногда сказывается на сроках и качестве выполняемых работ.
Мы очень серьезно относимся к соблюдению трудовой дисциплины, так как она напрямую связана с производительностью труда. Статистика предприятия за последний год показывает положительную динамику и уменьшение количества взысканий за дисциплинарные нарушения.
— С чем в первую очередь вы связываете будущее развитие предприятия?
— Основные надежды мы возлагаем на государственные программы обновления и развития гражданского флота. Потребность речного флота, главным образом в судах смешанного плавания, пассажирских, баржах и прочих, оценивается примерно в $1 млрд, общая потребная грузоподъемность — более 0,4 млн.тонн. В этом сегменте рынка сложилась благоприятная ситуация для судостроителей. Средний возраст двух основных типов сухогрузных судов, насчитывающих более 150 единиц («Волго-Дон» грузоподъемностью 5 тыс.тонн и «Волго-Балт» грузоподъемностью 3 тыс.тонн), составляет около 30 лет при нормативном сроке 20-25 лет. Рано или поздно они старые суда будут замещаться новыми.
— Вы — не рыбинец, и в нашем городе недавно. Какое впечатление произвел на вас Рыбинск?
— Впечатление от города в целом положительное. Радует патриотизм жителей, их приверженность месту рождения и работы. На нашем предприятии есть сотрудники, которые трудятся на благо завода уже более 30 лет, и это заслуживает уважения.