Рыбинск, Щербаков, Андропов, снова Рыбинск. Но и этого казалось мало. В 1933 году город хотели назвать Барановском.
Предложения поступило от исполкома Рыбинского горсовета. В тот год трагически погиб Петр Ионович Баранов, заместитель наркома тяжелой промышленности страны.
Баранов не родился в Рыбинске, как Щербаков. Не учился, как Андропов. Однако он имел отношение к авиации, а в Рыбинске к тому времени уже был завод № 26, который производил двигатели для военных и гражданских самолетов.
Гибель одного из главных создателей и организаторов Военно-воздушного флота и авиапромышленности Советского Союза — именно так называют Баранова и сегодня — отозвалась в сердцах рыбинцев. Партийные руководители, ссылаясь на предложение рабочих авиамоторного завода, решили переименовать Рыбинск в Барановск.
Цитат из протокола заседания Горсовета от 10 сентября 1933 года:
«Под живым непосредственным руководством т. Баранова строился и развивался гигант авиамашиностроения — завод № 26 им. Павлова, коренным образом изменивший экономику Рыбинска. Рыбинский горсовет пошел навстречу желаниям трудящихся масс города и в особенности рабочих завода № 26. И постановил:
- Просить ВЦИК через Облисполком переименовать город Рыбинск в Барановск.
- Пилотскую площадь Восточного поселка завода № 26 переименовать в площадь им. Товарища Баранова.
- Установить в Авиаинституте и Авиатехникуме по одной стипендии из местного бюджета для рабочих и детей рабочих завода № 26».
Решение не утвердили. И из этих предложений в истории города осталась только площадь имени Баранова, бывшая до переименования Пилотской. Сегодня это Димитровский парк.
Петр Баранов родился в 1892 году в Санкт-Петербурге в семье ломового извозчика, получил начальное образование. В 1912 вступил в партию большевиков, был выслан, затем призван в армию. В Первую Мировую воевал на Донбассе, Восточном и Туркестанском фронтах, на Украине, в Крыму. Позже боролся с басмачами в Ферганской и Хорезмской областях.
В 1923 году его назначают заместителем начальника Военно-воздушных сил. А в 1925 году — начальником. Затем — начальник Всесоюзного авиационного объединения и заместитель наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе.
До этих назначений Баранов никакого отношения к авиации не имел. Его успех объясняют тем, что отрасль еще только вставала на ноги и ей требовались талантливые организаторы.
Петра Баранова еще называют одним из тех, кто дал толчок к созданию в стране воздушно-десантных войск. Впрочем, история эта смахивает на случайность. Она вот такая:
Когда в июле 1930 года во время сборов ВВС Московского военного округа на воронежском аэродроме Леонид Минов выполнил показательный прыжок с парашютом, у наблюдавшего за этим Петра Баранова возникла неожиданная идея — он предложил «продемонстрировать выброску группы вооруженных парашютистов для диверсионных действий на территории противника». 2 августа того же года идея была воплощена двумя группами по шесть парашютистов. С тех пор 2 августа отмечают День воздушно-десантных войск.
Баранов был руководителем авиационного сектора Осоавиахима, инициатором развития планеризма и легкомоторной авиации, одним из организаторов среднего технического и высшего авиационного образования в СССР. По его инициативе созданы Московский, Харьковский и Казанский авиационные институты.
При его участии в СССР начались работы по созданию стратостатов, на которых были совершены рекордные полёты. А в Осоавиахиме была создана ГИРД — группа изучения реактивного движения, положившая начало развитию ракетной техники.
Говорят, у Баранова были сложные отношения со многими военачальниками, включая Сталина, который был недоволен его работой. Когда выяснилось, что на большинстве самолетов нет даже примитивной радиостанции, Сталин отказывался некоторое время разговаривать с Барановым.
Он погиб 5 сентября 1933 года накануне своего 41-летия. Вместе с ним погибла его жена Белла. Самолет АНТ-7 должен был лететь из Москвы в Севастополь, но разбился под Подольском. Полет проходил в условиях тумана на малой высоте. Эта трагедия, которая даже среди происшествий того времени была нелепой, лишила руководства советскую авиационную промышленность. Сталин в то время отдыхал в Сочи. Он послал Кагановичу жесткую телеграмму, в которой говорилось о запрете полетов ответственных лиц без разрешения ЦК.
Урна с прахом Петра Ионовича захоронена в Кремлевской стене. Андрей Туполев говорил, что после гибели Петра Ионовича всем пришлось очень туго — было законсервировано строительство некоторых комбинатов, заложенных Барановым.
В честь Баранова были названы Центральный институт авиастроения в Москве, Омский моторный завод, Горьковский авиационный техникум, улицы в Горьком, Омске и подмосковном Монине, площадь в Рыбинске. Но не Рыбинск.