…Знаете как в России, особенно в провинции, реагировали на первые автомобили? Вот воспоминания жителя Мологи о восприятии в их городе первых велосипедов:
«И в нашем богоспасаемом городе блеснул луч цивилизации в виде велосипедного спорта. В 1889 году у нас появился необыкновенный всадник, быстро перемещавшийся ни пешком, ни на лошади.
«Что за диво, — говорили жители, — уж не нечистая ли сила пошаливает?» Но это была не нечистая сила, а местный аптекарь».
Это о велосипеде! Что уж говорить о грохочущем автомобиле? При виде этого металлического монстра люди просто разбегались по домам.
В Рыбинске первый автомобиль появился у Ивана Ивановича Дурдина — владельца пивоваренного завода. Один из местных журналистов писал:
«Тихий рыбинский обыватель смотрел на эту безлошадную телегу, как на чудо, придуманное антихристом».
Купив автомобиль, он носился по улицам Рыбинска, пугая прохожих и лошадей.
Тогда же автомобиль приобрёл рыбинский купец В.Д. Нецветаев. Он пытался использовать машину для перевозки пассажиров по дороге Рыбинск — Пошехонье. Но уже на 14-м километре автомобиль не выдержал испытания «трассой», состоявшей в основном из ухабов, и сломался.
До 1917 года в Рыбинске появился ещё один автомобиль, это был Кадиллак богатейшего купца, одного из лучших мукомолов мира Е.С. Калашникова.
После революции большевики решили реквизировать в городе все автомобили и создать городское автохозяйство.
В годы НЭПа в автомобилизации Рыбинского края не обошлось без курьёзов. Один из пассажиров, совершивший путешествие из Рыбинска до Пошехонье-Володарского, так описал перевозившую его машину:
«Никогда не забыть поездку на автомобиле рыбинского межтранса: автомобиль не имеет фонарей, гудка, цепей на задних колёсах, дверцы не открываются».
Самое комичное, что впоследствии этот автомобиль марки «Лорен-Дитрих» передали в рыбинскую городскую пожарную охрану!
В 1930-х в Советском Союзе начинается производство отечественных автомобилей. Появляются модели ГАЗ-АА, легковой автомобиль «Молотовец-1». Были планы создания электрофицированного автомобиля «ГЭТ». Автомобили 1930-х годов были очень дороги. Рядовой советский человек не мог позволить себе такое приобретение. При этом в Рыбинске в то время только 9 владельцев машин имели благоустроенные гаражи, 23 владельца хранили машины в холодных сараях и 32 владельца никаких гаражей не имели, машины просто стояли на улице. Вдобавок ко всему в городе отсутствует ремонтная база. Поэтому к 1939 году в Рыбинске при населении 139 тыс. чел. было всего 64 автомобиля.
В 1934 году в Рыбинске случилось самое «громкое» в истории города того времени ДТП. Жертвой происшествия оказался директор машиностроительного завода (ныне ПАО «ОДК-Сатурн») Александр Исаевич Карлик, назначенный на должность 13 марта 1934 года. Спустя 2 месяца директорский автомобиль двигался в сторону дома отдыха им. Воровского, где у директора была дача. При подъезде к мосту через реку Черёмуху (сейчас этого деревянного моста нет) у городского сквера водитель заметил на противоположном берегу стадо коров, шедшее в город (тогда многие горожане имели коров). Водитель резко прибавил скорость, чтобы миновать мост ранее стада. Но животные уже были там. Водитель повернул вправо.
Автомобиль переломил деревянные перила моста и рухнул в реку…Гроб с телом покойного поместили для прощания в фойе только что сданного в эксплантацию кинотеатра «Центральный». 32-летний чернобородый красавец-директор лежал в гробу как живой. Желающих проститься с ним было столько, что очередь к «Центральному» растянулась на несколько кварталов по проспекту Ленина…