История Рыбинска хранит много славных имен и событий. Одни оставили свой след широким и громким, других вспоминают, лишь соприкоснувшись с музейными документами.
Вот, например, самое крупное и знаменитое предприятие в Рыбинске «ОДК-Сатурн», бывший Рыбинский моторостроительный завод, бывший п/я 26 и Рыбинское объединение моторостроения, а еще раньше — завод «Рено». Самым знаменитым руководителем этого завода стал Павел Дерунов, назначенный директором в 1960 году. Между тем в разные периоды предприятием руководили достаточно яркие личности, чьи судьбы похоронены в архивах. Порой совсем не в переносном смысле слова «похоронены».
Георгий Никитич Королев назначался директором авиационного завода № 26 им. В.Н. Павлова в Рыбинске дважды — с 1931 по 1933 и с 1935 по 1937 год. Именно при нем начали запускать конвейер и строить Дворец культуры «Авиатор».
Он родился в 1889 году в деревне Гридинской Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье крестьян, окончил сельское начальное училище, подрабатывал по найму в крестьянских хозяйствах. Затем – молотобоец и слесарь на Коломенском паровозостроительном заводе. В 1905-1907 годах участвовал в митингах, демонстрациях, забастовках. С 1910 по 1918 служил в армии, получив звание фельдфебеля. Затем вернулся в Коломну на завод, где профсоюз металлистов и ВЦСПС направили молодого рабочего в Народный комиссариат продовольствия.
В августе 1923 г. его назначили директором Московского автомобильного завода — первого советского предприятия по изготовлению автомобилей. В 1925 г. он был избран членом правления Автомобильного треста.
Он работал директором завода авиационных моторов № 24, руководил объединенными авиамоторостроительными заводами № 2 и № 4, был избран членом Московского губисполкома, побывал в служебных командировках в Англии, Франции и США, где изучал организацию авиационной промышленности. В 1930 году Георгия Королева назначили заместителем начальника Всесоюзного авиастроительного объединения, а в 1931 г. — директором авиационного завода № 26 в Рыбинске.
В это время на заводе изготавливали авиационные моторы М-17, которые стали одними из самых распространенных в отечественной авиации. В 1932 году Королева наградили орденом Красной Звезды, а в 1934 г. назначили заместителем наркома тяжелого машиностроения по авиационному моторостроению.
В 1935 году на Рыбинском заводе № 26 увеличилось количество брака. Для борьбы с бракоделием Королева вернули в Рыбинск.
Архивные документы утверждают, что под руководством Георгия Королева коллектив завода не только уменьшил количество брака, но и успешно выполнил задание пятилетки. Был освоен новый двигатель М-100, и в 1936 г. завод «за выдающиеся успехи по укреплению оборонной мощи Красной Армии, за освоение новой техники» был награжден орденом Ленина. 47 работников предприятия получили государственные награды, а Королев – личный орден Ленина.
В этот период на рыбинском предприятии была разработана и внедрена конвейерная сборка моторов, построен Дворец культуры моторостроителей.
Но в запуске конвейера и открытии Дворца Королев уже не участвовал.
В 1937 г., когда начались репрессии, он защищал своих работников от арестов. В итоге 16 июля 1937 г. на заседании бюро Ярославского обкома ВКП(б) был вынесен вопрос о работе завода № 26. И хотя завод перевыполнял все плановые задания, положение на предприятии оценили как негативное. Исключили из партии секретаря парткома завода Пушкина, главного инженера Абрамова и некоторых других.
В постановлении обкома также отмечалось, что «директор завода допустил в своей работе грубые политические ошибки». Королеву объявили строгий выговор. А 21 октября 1937 г. арестовали и обвинили в активном участии «в антисоветской террористической организации в авиационной промышленности».
7 февраля 1938 года ВК ВС СССР вынес Королеву приговор — расстрел с конфискацией имущества. 28 июля того же года приговор привели в исполнение.
В 1955 году Георгия Королева посмертно реабилитировали. К этому времени в Рыбинске уже вовсю работал Дворец культуры моторостроителей «Авиатор», а завод осваивал все новые двигатели для советской авиации.