В 2025 году исполняется 150 лет со дня рождения нашего земляка Алексея Алексеевича Ухтомского
Все, кто живет в Рыбинске, рано или поздно слышат об академике Ухтомском. Да и как иначе? Такими людьми мог бы гордиться любой город. Все, начиная с родословной Алексея Ухтомского и заканчивая научными трудами в области физиологии, несет в себе местный патриотизм. Краеведческую гордость, если хотите.
Его называли «монахом в миру» – аскетизм и науку он предпочитал радостям обычной жизни. Он владел семью языками, разбирался в богословии, философии, политэкономии, архитектуре, был живописцем и иконописцем, играл на скрипке.
«Нутро мое предчувствует многие беды, — признавался он накануне революции в письме своему другу Варваре Платоновой. — Более испоганить нашу Русь уже нельзя, — читаем в другом письме уже 1917 года. — Русь перестала быть Святою, она покрыта нечистотою с головы до ног, она стала блудницею, она бесновата, опозорена, искажена…».
«Монах в миру»
Он родился 13 (25) июня 1875 года в селе Вослома Рыбинского уезда в родовом поместье князей Ухтомских (Рюриковичей) и стал прямым потомком Юрия Долгорукого в 23-м колене. Отец – отставной военный, мать — урожденная Анфимова. Буквально через год после рождения Алексея передали на воспитание тетке в Рыбинск. Сестра отца Анна Николаевна, по словам будущего ученого, была ему «главной воспитательницей и спутницею вплоть до ее кончины в 1898 году». В Рыбинске Алексей учился в классической гимназии.
В 1888 году по настоянию отца и матери он поступил в Нижегородский кадетский корпус, где уже учился его старший брат. В корпусе проявился его интерес к науке. Помог в этом Иван Долбня – преподаватель математики, знакомивший учеников с широким спектром проблем естествознания. Позже Ухтомский назовет его «учителем мысли».
В кадетском корпусе Ухтомский увлекся не только физико-математическими дисциплинами, но и философией, психологией, этикой и литературой. К 18 годам он уже хорошо был знаком с трудами Аристотеля, Декарта, Спинозы, Фейербаха, Гегеля, Ницше, Канта и других ученых и философов.
В 1894 году Алексей Ухтомский поступил на словесное отделение Московской духовной академии. Этому решению предшествовала случайная встреча с Иоанном Кронштадтским на волжском пароходе, когда мать везла сыновей на каникулы в родовое поместье. После долгих бесед с Иоанном Кронштадтским Александр и Алексей приняли одинаковое решение стать священниками.
Годы, проведенные в Духовной академии, Ухтомский считал счастливейшими для своего становления. Тема его диссертации — «Космологическое доказательство бытия Божия». В ней выдвигается тезис о неограниченных возможностях человеческого разума, об уникальности каждой личности.
В академии у него появляется идея выявить естественнонаучные основы нравственного поведения людей, найти физиологические механизмы, с помощью которых складывается и развивается все разнообразие человеческой личности. Ухтомский становится кандидатом богословия.
Окончив академию, он, в отличие от брата Александра, отказывается от церковной карьеры и переходит в православное старообрядчество — имение Ухтомских Вослома всегда было населено старообрядцами-филипповцами.
С 1899 года Ухтомский был вольнослушателем на Восточном факультете Санкт-Петербургского университета, где овладел древнееврейским языком. А на следующий год он стал студентом физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета.
Время физиологии
В 1902 году Ухтомский начал специализацию при профессоре Н.Е. Введенском, вел с ним совместную работу над рефлексами антагонистов. В 1911 году ученый защитил магистерскую диссертацию по теме «О зависимости кортикальных двигательных эффектов от побочных центральных влияний», в которой изложил результаты пятилетних опытов. В ней был впервые выражен принцип доминанты.
Ухтомский хотел обосновывать схему физиологических процессов, которые объясняли бы идею развития организма, описание его направленного активного поведения и способы волевого регулирования этих процессов человеком, ведь доминанта присуща всем живым организмам, но лишь человек может взять ее под контроль.
После защиты диссертации в течение пяти лет он читал курс лекций в Психоневрологическом институте. А в декабре 1917 года, после участия в Поместном соборе, Ухтомский уехал в Рыбинск, где прожил в родном доме почти весь 1918 год. Время проводил за чтением религиозной литературы и работой на земле. В конце 1918-го дом был национализирован. Затем здесь провели обыски и изъяли часть вещей.
Охранительные бумаги университета и Петросовета, членом VI созыва которого он был избран от университета, помогли Ухтомскому оставить за собой две комнаты в доме, «по размеру и характеру не являющиеся буржуазными». Но уже 30 ноября 1920-го он был арестован, по его признанию, из-за неосторожности при разговорах в научном обществе. Та же бумага от Петросовета спасла его от немедленного расстрела, и Ухтомский был отправлен в Ярославский политический изолятор, затем в Москву в особое отделение ВЧК на Лубянке.
В заключении он читал сокамерникам лекции по физиологии. В конце января 1921 года благодаря хлопотам друзей-ученых был освобожден с сохранением за ним бывшего дома и возвращением вещей. Однако в Рыбинск больше не вернулся.
После смерти Введенского Ухтомский принял под свое начало кафедру физиологии человека и животных Петроградского университета. Тогда же начал публичные выступления с обоснованием принципа доминанты как нового учения о работе мозга, сделал доклад на II Всесоюзном съезде психоневрологов и физиологов нервной системы, на котором выдвинул принцип доминанты как один из основных факторов центральной иннервации.
С 1935 года Ухтомский был директором основанного им Института физиологии ЛГУ, руководителем электрофизиологической лаборатории АН СССР, заведующим биологическим отделением Ленинградского университета. В 1931-1938 годах — президентом Ленинградского общества естествоиспытателей. Кроме университета, преподавал физиологию в Институте Лесгафта, в психоневрологическом институте и на рабфаке Ленинградского университета. В 1932 году награжден премией имени В.И. Ленина. В 1933-м избран членом-корреспондентом, в 1935-м —действительным членом Академии наук СССР.
В 1941 году он остался в блокадном Ленинграде, участвовал в организации работы ученых на нужды обороны, руководил актуальными для военного времени исследованиями по травматическому шоку.
Он умер 31 августа 1942 года, не успев прочитать подготовленный за неделю до смерти доклад «Система рефлексов в восходящем ряду». Похоронен на Литераторских мостках.
Двойник или заслуженный собеседник?
Самым ярким научным открытием Ухтомского является учение о доминанте.
Доминанта — устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров, при котором возбуждения, приходящие в центр, служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в остальной части нервной системы широко наблюдаются явления торможения.
«Сравните ваши переживания, когда вы встречаете вновь в вашей памяти давно знакомый вам образ конуса. Вы знаете, что, кроме известных вам геометрических свойств, в нем не найдете ничего нового, и, использовав его для данного момента, вы откладываете его в склады памяти без всяких перемен. Конус для вас, так сказать, решенный интеграл, успокоенный, зафиксированный, навсегда однозначный препарат, лишенный всего «субъективного».
Сравните, с другой стороны, ваши переживания, когда после разлуки вы встречаете старого друга. Все прежние волнения переживаются вновь, жадно избираются новые впечатления, и, когда прежний друг уходит опять, вас удивляет, как образ его переинтегрировался для вас, — от того ли, что вы сами изменились, от того ли, что он оказался теперь не тем, что вы о нем думали. Друг остался для вас волнующим мучительным образом, наполненным «субъективными» оценками.
Старая доминанта возобновляется или для того, чтобы при новых данных обойтись при помощи старого опыта, или для того, чтобы по новым данным переинтегрировать старый опыт». (Алексей Ухтомский, «Доминанта и интегральный образ», 1924).
Считается, что учение о доминанте Ухтомского и сегодня влияет на развитие кибернетики, искусственного интеллекта, нейросетей. При этом одной из ярких идей ученого, вытекающих из теории доминанты, является идея о законе двойника и законе заслуженного собеседника. Согласно им «мироощущение предопределяется направлением внутренней активности человека, его доминантами! Каждый видит в мире и людях то, чего искал и чего заслужил. И каждому мир и люди поворачиваются так, как он того заслужил».
Ухтомский писал: «Нет ничего отвратительнее самоуверенности и глупой морды, которая подходит к вам со снисходительной улыбкой самоуверенности: дескать, я «все в тебе понимаю» и «даже сочувствую». Но именно так относится человек, потеряв в брате идеализируемого собеседника! С этого момента он стал глух и слеп и в сущности ничего не понимает и не может понять в человеке! Но именно это обещается будущим поколениям «объективными» методами изучения психологии! Будет царство немое и глухое, ибо никто никого понимать не будет при уверенности, что каждый для себя все понимает! …Потеряли личность, потеряли собеседника, а значит – потеряли самое главное. Собеседника не построить из тех абстракций, которыми живет филистер! Нельзя построить брата и ближнего из тех успокоительных схемочек, которыми себе на успокоение заслонили жизнь спокойные кабинетные люди! Ибо собеседник, брат и ближний есть принципиальное беспокойство!»
Закон заслуженного собеседника основывается на предположении, что выборочность восприятия заставляет нас видеть в мире и людях то, чего мы заслуживаем. С точки зрения современной психологии, подобное заявление может показаться сомнительным, если не оскорбительным. Мы получаем то, что заслуживаем? Однако речь в толковании Ухтомского идет именно о восприятии. Другими словами, одно и то же событие может быть воспринято по-разному не только разными людьми, но и нами самими в разных обстоятельствах.
Стремясь осмыслить закономерности человеческого существования, особенности его бытия, философская мысль Ухтомского выделяет точку катастрофической метаморфозы, кардинально изменившей человеческую ситуацию в мире: «Величайший разрыв, происшедший в человеческом духе, случился тогда, когда однажды человек противопоставил себя принципиально “среде”, “объекту”, “природе”. Тогда он порвал любовную связь с нею, общую Жизнь с нею, любовную ответственность за нее».
Результатом самоотчуждения человека от бытия стала новая модель их взаимоотношений, которую Ухтомский философски осмысляет в форме «закона заслуженного собеседника», тесно связанного с открытым им принципом доминанты. «Принцип доминанты, — пишет он, — в социальном аспекте превращается в закон заслуженного собеседника».
Масштаб Ухтомского — мыслителя и ученого — еще только предстоит осознать. Говорят, что если бы все его тексты были известны широкой публике, учебники по истории мировой философии, а возможно, и история богословия, выглядели бы иначе, с учетом вклада Алексея Алексеевича в гносеологию, феноменологию, экзистенциализм, синергетику, христианский персонализм и особенно психологию и педагогику.
В год 150-летия великого земляка в Рыбинске пройдут мероприятия, посвященные его памяти.
11 февраля в 11.00 в ОКЦ состоится торжественное открытие года Ухтомского.
В марте пройдет заседание дискуссионного клуба для старшеклассников и студентов «Заслуженный собеседник», начнет работу пятая Передвижная выставка творческих работ к 150-летию А.А. Ухтомского «Доминанта души» в Кванториуме имени Ухтомского в г. Ярославле.
25 июня начнет работу выездное заседание ученых в рамках Научной конференции Института мировой литературы им. А.М. Горького.
Проект «Хронотоп Ухтомского. Кино на воде» предполагает уникальные кинопоказы в августе.
Мемориальный дом-музей академика Ухтомского проведет и другие мероприятия памяти земляка. Следите за объявлениями.