Пятидесятые годы прошлого века стали критическими в советской архитектуре. Сталинский ампир, для которого были характерны обильное украшение фасадов, всевозможные башенные надстройки, многочисленные декоративные колоннады и портики, начал раздражать советских руководителей своей расточительностью. Знаменитое постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года №1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», подписанное Никитой Хрущевым, практически положило конец фантазии архитекторов, и открыло дорогу минимализму и конструктивизму. Впрочем, в жилищном строительстве стиль отсутствовал как таковой — пятиэтажные коробки, прозванные в народе «хрущевками», «блистали» лишь обилием простецких окон и дверей. Главным стало количество квартир, а не их удобство и красота.
На излете «золотого века» советской архитектуры и был в Рыбинске построен жилой дом по адресу: ул. Блюхера, 9. В нем в достаточной мере еще не проявились экономичность и конструктивизм эпохи «хрущевок», но и помпезность сталинского периода уже ушла, оставив лишь некоторые элементы украшательства и попытки выделиться из общей серой массы.
Очень хотелось архитектору придать дому индивидуальный, неповторимый стиль. Но явно сдерживали слухи о предстоящей расправе со светилами советской архитектуры за их расточительность, «дворцово-показной стиль, совершенно не свойственный назначению и содержанию… зданий и приводящий к неудобствам их эксплуатации и излишествам».
Четырехэтажный, монументальный, с «высокими» потолками и окнами, дом над каждым подъездом украшен фигурными аттиками, не несущими какой смысловой нагрузки, помимо «украшательской». На них — простая лепнина советской символики: пять колосьев в обрамлении шестеренки, оформленные в виде герба. Распространенные в середине прошлого века знаки рабоче-крестьянской власти.
На уровне четвертого этажа — ряд трудно идентифицируемых элементов — некие бантики-вензели, создающие эффект недосказанности. Вроде и украсили, но… Как будто архитектор планировал создать сложный орнамент, но внезапно закончился гипс. Или грянуло грозное постановление ЦК КПСС 1955 года, и красивые «бантики» потеснились, готовые уступить место шестерёнкам, домнам, раскрытым книгам, нефтяным вышкам, колёсам станков, колосьям, колбам, бобинам и мало ли ещё каким атрибутам «социалистической действительности».
Архитектор скажет: дом как дом, таких в середине прошлого века строилось немало, провинциальный менталитет не позволял повторять столичные штучки — башенные надстройки, многочисленные декоративные колоннады, портики и другие «архитектурные излишества, заимствованные из прошлого».
«Дом пограничной архитектуры» — так может назвать это строение дилетант, знакомый с историей переходного периода от «торжества испорченного вкуса» сталинского ампира к «удобствам планировки, технической целесообразности, экономичности строительства и эксплуатации зданий» эпохи Хрущева.