Художники
Рыбинское отделение Союза художников России недавно оказалось на улице. В самом прямом смысле. Здание, которое Союз занимал последние три года, сегодня пустует, а бездомные художники творят по домам.
Об этой истории бывший председатель рыбинского отделения Сергей Гусарин говорить не любит. И бывшим он стал тогда, когда понял, что многолетние усилия не увенчались конкретным результатом. А три года назад, когда исполняющий обязанности главы Рыбинска Андрей Антропов передал бывшую художественную школу в безвозмездное пользование Союза художников, казалось, что мечты сбываются. Три года художники обустраивали это деревянное здание на Советской площади. В общей сложности, по словам Сергея Гусарина, вложили в него полмиллиона рублей. Конечно, надо было больше, поскольку состояние дома если не критическое, то уж точно не идеальное. Крыша, полы, фасад — все это было в планах. Но не сиюминутных. Денег на все и сразу художники не имели. Это и послужило причиной срочной эвакуации мастерских и организации «в никуда».
У Сергея Гусарина есть версия произошедшего. И она не столь агрессивна, как общественное мнение. Бывший председатель считает, что случилось все «от усердия». Глава Рыбинска Юрий Ласточкин не скрывает, что муниципальную недвижимость надо продавать. И на одной из оперативок высказал мнение, что если художники не в состоянии поддерживать дом в приличном виде, надо его выставить на торги. Вот этим высказыванием, записанным в протокол, и ткнули в лицо Гусарина в департаменте культуры. Ткнули грубо и истерично, дав две недели на переезд. Художники, может, и не лишены коммерческих амбиций, но свои материальные возможности не преувеличивают. Семь миллионов рублей на выкуп здания и порядка десяти — на реконструкцию — это не их категории. Воевать они не стали, собрали в августе свой художественный скарб и выехали. По домам. Сейчас здание пустует, его инвестиционное будущее может определиться на торгах. А может и не определиться — известно, как быстро бесхозные помещения приходят в упадок и как сложно порой найти желающих приобрести разрушенную недвижимость.
Мастера
До недавних пор жители и гости Рыбинска точно знали, где купить местный сувенир. Конечно, в Центре народного творчества на улице Чкалова. Здесь вам и рыбки во всех видах, и колокольчики с местной символикой, и лубки-картинки-плетенки… В общем, все то, что привозят туристы из поездок. В этом же здании устраивали выставки рыбинские ремесленники. За аренду не платили, оставляли два-три своих изделия для постоянных экспозиций. И планы у центра были грандиозные. Особенно, когда это муниципальное учреждение культуры возглавил Андрей Васильев. Он предложил администрации создать в Рыбинске ремесленный квартал. И попросил даже не денег, а «доброй воли». Сам договорился с турагентствами, сам начал строительство веранды, установил у входа деревянную рыбы — куда ж без местного символа. Ну, и написал проект. И отдал его в администрацию. После этого Центр закрыли.
По версии чиновников, все это не закрытие, а «слияние и поглощение». В связи с укрупнением учреждений культуры и экономией бюджетных средств Центр народного творчества присоединят к КД «Вымпел». Однако Васильев подозревает, что дело тут вовсе даже не в «оптимизации процесса». И он не будет удивлен, если однажды все, что планировал центр, благополучно реализуется другими. По крайней мере, летом, в разгар туристского сезона, когда центр уже не работал, торговля сувенирами доходно и бойко шла под «крышей» частных предприятий.
Умельцы выехали без шума. Разобрали пожитки по домам. Васильев сокрушен тем, что мастеровые Рыбинска, оставшись без приличного помещения, разъезжаются: «У нас самым популярным становится отхожий промысел. Творческие люди либо уезжают в другие места, либо сдают свои работы на продажу в Москву, Питер. А в Рыбинске остается только продукция поточного производства».
Коллекционеры
Музей братьев Нобелей — одна из рыбинских «фишек». Как в Угличе музей суеверий, а в Мышкине — музей водки, рыбинский музей уникален. Собраний, посвященных Нобелям, в мире всего два: в родной для братьев Швеции и в Рыбинске. Об истории его создания, коллекции, исследовательской деятельности автора музея Владимира Рябого в свое время много и охотно рассказывала российская пресса. Посещение музея входит в экскурсионные программы туристических агентств, его экспонаты вызывают стойкий интерес у иностранных гостей города.
Три года назад музей разместился в бывших конторских помещения, принадлежавших товариществу братьев Нобелей. Как и Союз художников, по договору безвозмездного пользования. Сегодня это здание на улице Фролова передано рыбинскому отделение РОСТО, а конкретно — автошколе. Конечно, обучение автолюбителей — дело гораздо более выгодное, нежели музейная экспозиция. И департамент недвижимости в октябре предписал Владимиру Рябому освободить комнаты, занятые музеем. Мотив — «в связи с отсутствием договора».
Владимир Рябой считает, что действия чиновников, мягко говоря, некорректны. Договор был подписан обеими сторонами, постановление главы согласовано всеми необходимыми персонами. Срок его истек в июле, и поскольку ни одна из сторон не заявила о прекращении договора, юридически он считается продленным на следующий год.
В общем, по первому щелчку выезжать Рябой не намерен. Да и некуда выезжать: экспозиция достаточна большая, в квартиру не поместится, а арендовать помещения по коммерческим расценкам музей позволить себе не может. Но сегодня все планы по развитию музея, все связи с турагентствами и возможными инвесторами остановлены. Все опасаются иметь дела с музеем, чье физическое положение в городе не определено.
Чиновники
Администрация Рыбинска беспокойства не проявляет. Во-первых, все мероприятия по выселениям-переселениям ведут к экономии. Это по меньшей мере. В лучшем же случае, когда недвижимость освобождается, к доходу бюджета.
— Кроме этого, — говорит заместитель директора департамента культуры Марина Воронина, — мы «слабых» присоединяем к «сильным». Например, Центр народного творчества к ДК «Вымпел». Союзу художников, кстати, тоже предлагаем площади «Вымпела». Ну, а с музеем Нобелей будем разбираться. Мы ведь не заинтересованы в том, чтобы рыбинские музеи и творческие союзы закрывались.
Тем не менее, музеи и выставочные залы закрываются. Уже нет в Рыбинске постоянной выставки изделий народного творчества, закрыт для посетителей музей Нобелей, художники разбежались по домам. И самое главное — умирает творческая атмосфера. «Для нас очень важно общение, оценка коллег, — говорит Андрей Васильев. — Когда нет профессиональной среды — нет развития. Я заметил, что в Центр народного творчества много людей приходит во время массовых сокращений на предприятиях, задержек заработных плат. Народ не водку идет пить, а творить. Пусть не шедевры, но вполне достойные поделки. И я сомневаюсь, что после реорганизаций и переселений в худшие условия мы сможем этот творческий дух восстановить».