Бизнес не терпит дилетантов, слабаков и тех, кто почит на лаврах. Бизнес — это процесс, непрерывный и ежедневный. Нет волшебной таблетки, чтобы стать успешным. Как нет перспективы у тех, кто не думает о развитии.
Но как развиваться в период, когда цены растут, экономика нестабильна, покупательская активность падает? Об этом — наш разговор с одним из представителей девелоперского бизнеса Рыбинска Андреем Безъязычным.
— Андрей Анатольевич, что сегодня происходит на арендном рынке Рыбинска? Сказываются ли экономические трудности?
— Сказываются, конечно. Рост цен, снижение покупательской активности, все это негативно отражается на наших арендаторах. Покупатели тратят меньше денег на удовольствия, отказываются от покупок, которые не считают необходимыми, растут затраты на продукты питания.
— Арендаторы закрываются?
— Массово — нет. Перестраиваются, ищут новые ниши. В нашем торговом центре «Сенная площадь» есть предприниматели, которые с нами работают с 2005 года, со дня открытия первого здания комплекса. Мы с ними пережили не один кризис, это не помешало лучшим развивать свой бизнес.
— О каком развитии можно сегодня говорить, если во многих торговых центрах секции стоят пустые?
— У нас минимум пустых площадей. Первый, старый корпус «Сенной площади» занят абсолютно весь. Здесь в основном местные предприниматели. Здание мы строили в начале двухтысячных, для своего времени оно было вполне современным. Сейчас считается довольно простым. К строительству второго корпуса мы подошли уже с опытом работы на рынке аренды, изучили мировые стандарты, применяли лучшие строительные материалы. Сегодня здесь продуктовое направление, сетевые магазины, товары более высокой ценовой категории. Надо двигаться дальше.
— Дальше что? Строительство третьего корпуса? Вас считают одним из интересантов земли, где находится стадион «Взлет».
— Было бы глупо не интересоваться этой территорией. Но еще большая глупость — строить здесь новый торговый центр. Рынок имеет ограниченные объемы. Если в Рыбинске оборот в продажах электронной техники — 150-200 млн рублей, он не станет больше, когда откроются новые магазины этого сегмента. Опыт показал, что простое увеличение торговых площадей не дает мультипликативного эффекта, позволяющего окупить затраты.
— Тогда что вы видите на месте стадиона?
— Еще в 2008 году мы разработали концепцию развитию всего квартала, ограниченного улицами Герцена, Кирова, Чкалова и Луначарского. Исторически для Рыбинска это торговое место. Здесь работали постоянные ярмарки, для этого организации которых город специально выкупал земли.
Мы полагали, да и сейчас полагаем, что здесь уместен и рынок, и торговый центр из двух специализированных корпусов, и спортивно-оздоровительное направление. В нашем проекте треть очередь — это кинозалы, бассейн, спортивные площадки, включая каток, парковая зона. Здесь может быть баня — наш климат требует тепла, современный фитнес-центр, гостиница. Идея простая — превратить торговлю из необходимости в удовольствие, создать возможность не просто забежать в магазин за покупками, а хорошо провести время всей семьей. Именно так развивается бизнес в Европе.
— Уже сегодня в этом квартале негде парковаться, улицы перегружены и у рынка, и у торгового центра, и вдоль Кирова.
— Мы предусматриваем строительство подземной стоянки.
— Но люди требуют здесь не стоянку, гостиницу, кинозалы, бассейн и спортивные площадки, а футбольное поле и каток.
— Решать, конечно, рыбинской власти. Важно, кого она определит хозяином этой территории. Если хозяином останется город, то власти надо понимать, что каток нужно не просто продекларировать, его нужно содержать. Как и футбольное поле. Это не разовые затраты, хотя и о них стоило бы подумать. Это ежемесячный расход электроэнергии, воды, штат сотрудников — от уборщиков до инженеров. Сегодня из шланга залить лед можно во дворе, городской каток — это сложное техническое оснащение, включая машины и оборудование. Готов Рыбинск к таким расходам?
— А если не готов, но люди требуют?
— Вернусь к самому важному вопросу — кто будет хозяином? И городской каток можно содержать за счет бизнеса, если бизнес уверен в своем будущем и правила игры не меняются.
— А вы готовы содержать городской каток?
— Почему бы и нет? Наш проект спортивно-оздоровительного направления — очень недешевое удовольствие, его реализация — не сегодняшний день. А сегодня есть проблема парковки — давайте обустроим часть территории, создадим не отстойник для машин, а нормальную современную парковочную площадку, чтобы удобно было всем, в том числе и жителям центра Рыбинска.
Есть желание иметь здесь городской каток — давайте сделаем каток. Но не дворовый, а максимально современный. Для нас такие затраты доступны. Мы уже показали, что умеем не только строить и работать с арендаторами, но и достойно содержать территорию. У нас большой запас мощностей, штат технических работников, оборудование для уборки территории.
Каток для нас — не проблема. Проблема в гарантиях, которые власть может дать бизнесу. В любом случае, с этой территорией нужно что-то делать. Нельзя оставлять в разрухе такой участок в центре Рыбинска. Надеюсь, решение будет разумным и не приведет к пустой трате бюджетных денег.