Об извечном противостоянии и несоциалистическом соревновании Ярославля и Рыбинска — Клуб социологов
Не секрет, что между двумя крупнейшими городами нашего региона существует неформальное соперничество. Так сложилось исторически. Согласно последним археологическим раскопкам, Рыбинск оказался всего на 60 лет моложе Ярославля (поэтому вслед за 241-м днём рождения отметил сразу 948-й).
В 20-х годах прошлого столетия «Столица бурлаков» на два года стала столицей самостоятельной губернии (притом, обширнее Ярославской). А в новое время на рубеже столетий самый северный город на Волге последовательно «вырастил» для областного центра сразу трёх губернаторов. К тому же, у обоих городов сильный промышленный потенциал и богатое культурное наследие. Наконец, оба они стоят на берегах одной великой русской реки. В связи с чем, рыбинцы всегда жили «наособицу», и Рыбинск старался перехватить у Ярославля неформальное лидерство.
Отчасти эта практика продолжается и сегодня. Но теперь на первый план выходит новое мерило — городское хозяйство. Города сравнивают по количеству и качеству дорожных работ, благоустроенным дворам, ухоженному центру, приведённым в порядок историческим зданиям, состоянию парков, скверов и прочей культурной среды. Мы провели небольшой сравнительный анализ. И убедились, что за последние пару лет по перечисленным критериям второй по величине город области не уступает первому. А в чём-то даже его превосходит. Что, в свою очередь, даёт почву для рассуждений о качестве хозяйствования и управления. И рождает уже не экономические, а политические выводы.
Дорожная песня
Сразу оговоримся: мы не ставим целью провести тотальное сравнение социально-экономического состояния двух городов. Это было бы слишком долго и скучно. В качестве базы выбрано лишь три направления: ремонт дорог, благоустройство дворов и строительство социально значимых объектов. То есть то, что находится на виду и касается каждого жителя. Точно так же мы не ставим задачу дать исчерпывающую характеристику управленческих качеств мэров Владимира Волкова и Дениса Добрякова. Это достаточно разные люди, по-разному оказавшиеся у власти и трудящиеся в разных условиях. Тем не менее, совсем без сравнения всё-таки не обойдётся. А в чью пользу оно окажется — пусть решат уважаемые читатели.
С лирическим отступление покончено, приступаем к основной части Марлезонского балета. Начнём со второй российской беды (начинать с первой всё равно бесполезно). В 2019 году городу Ярославлю на её решение было выделено более 1 миллиарда рублей. Мы неоднократно писали, что в планах на сезон значатся 9 улиц. На 6 из них проводится ремонт, на 2 — строительство новых участков (0,45 и 0,7 километра), на одной — реконструкция (Тутаевское шоссе). Последний контракт является двухгодичным. Общая протяженность магистралей — порядка 18 километров (смотрите статью «Национальный проект: закатать любой ценой» от 20.07.2019). Кроме того, из федерального бюджета областному центру было выделено 250 миллионов рублей на капитальный ремонт Добрынинского путепровода. Контракт, подписанный 20 августа, выиграла уже хорошо знакомая ярославцам подрядная организация – АО «ГК «ЕКС». Отметим, что мы имеем ввиду исключительно «капитальные» работы и не касаемся так называемого «ямочного» ремонта и содержания улично-дорожной сети.
Также стоит сказать, что основные средства на дорожное хозяйство Ярославль получил из вышестоящих бюджетов — регионального и федерального, при минимальном собственном со-финансировании.
Рыбинску также серьёзно повезло в этом плане. Ещё в прошлом году второму по величине городу области досталось несколько федеральных траншей на общую сумму 600 миллионов рублей. Ещё 400 миллионов выделено в текущем сезоне. Пожалуй, не будет преувеличением, если сказать, что таких денег рыбинцы не получали никогда. Новые финансовые возможности позволили начать масштабный ремонт улично-дорожной сети. Часть работ была выполнена ещё в прошлом году (окружная дорога, улица 9 мая, бульвар 40 лет Победы и другие). По другим объектам была подготовлена проектно-сметная документация.
В итоге на 2019 год в планах значились работы на 19 улицах (участках улиц) общей протяженностью более 13 километров и стоимостью порядка 430 миллионов рублей. Наиболее масштабные работы проходят на центральной городской магистрали — улице Крестовой. Там предусмотрена замена асфальтового покрытия, замена бордюрного камня, обустройство тротуаров, и даже установка новых опор освещения и контактной сети (стилизованных под «старину»). Общая стоимость ремонта — порядка 140 миллионов рублей. Кроме того, Рыбинску был выделен целевой транш на обустройство развязки на улице Расторгуева (двухгодичный контракт на 119 миллионов, работы завершены летом 2019 года), а также традиционная субсидия на дорожное хозяйство за счёт области (более 60 миллионов рублей).
Подготовка к проведению работ и в Ярославле, и в Рыбинске шла не без проблем. О позднем проведении торгов в областном центре мы писали ранее. Во втором по величине городе области в августе в торгах также находились как минимум шесть объектов. Правда, в основном речь шла о небольших улицах или участках дорог. Тем не менее, нарушение графика производства работ, судя по всему, будет в обоих городах.
В известном смысле, рыбинцам повезло с подрядчиком. Основной организацией, выполняющей работы, стало местное предприятие «РУМСР» во главе с Евгением Сдвижковым. Мэрия Ярославля оказалась в куда более сложном положении. Подряды достались трём компаниям (АО «Ярдормост», АО «ГК «ЕКС» и ООО «ДЭП-57»), у каждой из которой была серьёзная поддержка «сверху». Впрочем, это вряд ли можно считать серьёзным оправданием для городской администрации. Как говорится, взялся за гуж — не говори, что не дюж.
В сухом же остатке получилось, что Рыбинск выглядит выигрышнее Ярославля. При практически одинаковом километраже (если не учитывать Тутаевское шоссе, где в нынешнем году лишь меняют коммуникации в одном из кварталов), во втором городе региона не только отремонтировали в два раза больше дорог, но и потратили на это существенно меньшие деньги. С учётом того, что заказчиками работ в обоих случаях выступали местные власти — мэрии Рыбинска плюс балл.
Дворовая проза
Похожая ситуация сложилась и с ремонтом дворов и общественных территорий. Как известно, их делают по программе «Формирование комфортной городской среды». Вернее, её региональной реинкарнации — губернаторскому проекту «Решаем вместе!». Деньги преимущественно выделяются также из федерального и областного бюджета, хотя допускается и финансовое участие самих жителей. В 2019 году в Ярославле ремонтируются 20 дворов (плюс — два парка), в Рыбинске — 14 (плюс — один парк и одна площадка рядом с двумя школами). Таким образом, разница — всего в шесть территорий. Это притом, что в Ярославле проживает 610 тысяч человек, а в Рыбинске — менее 190 тысяч. По населению он сравним с Дзержинском районом областного центра, где обустраивают лишь три двора (на улицах Бабича и Труфанова и на проспекте Дзержинского). Если сохранять пропорцию, то при таком раскладе в «Столице «Золотого кольца» должны были делать не менее 40 дворов. И в этом плане за Рыбинск снова нельзя не порадоваться.
При этом, на ремонт областному центру выделено 184,7 миллиона рублей, Рыбинску — в два раза меньше (84,3 миллиона). То есть при обеспечении большего эффекта (если оценивать работы пропорционально количеству жителей), город вновь сэкономил бюджетные средства.
Причина проста: ремонт рыбинских дворов обошёлся существенно дешевле. В среднем, в 2-3 миллиона на одну территорию (хотя кое-где были и меньшие цифры). В Ярославле же были указаны работы и по 7, и по 9, и по 12 и даже по 15 миллионов рублей. Как говорится, почувствуйте разницу. В Рыбинске вновь действовал единственный подрядчик — всё то же АО «РУМСР». Правда, скорость работ оставляла желать лучшего. По информации местных СМИ, к 19 сентября в городе сдали только 8 дворов из 14. В то время, как в Ярославле работы на половине территорий завершили ещё в начале августа. Безусловно, и там, и там ещё остаются незаконченные объекты. Однако процент исполнения в областном центре всё же выше. Судить о качестве пока что преждевременно.
Многоликий соцкультбыт
Весьма интересная ситуация сложилась со строительством новых социально значимых объектов. С одной стороны, в Ярославле их существенно больше. Что вполне логично. Как-никак, областная столица. С другой — работы сильно «буксуют». А соблюдение графика их производства и сроков сдачи находится под большим вопросом.
Посудите сами. Строительство нового корпуса онкологической больницы, к которому планировали приступить ещё в прошлом году, фактически начали лишь в середине лета. Тожественная закладка состоялась 15 июля в присутствии министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой. Долго раскачивались и со строительством новой детской поликлиники на 500 посещений в смену. Подрядчик приступил к работам в последний день июля. К началу осени на улице Попова шла только подготовка площадки. Но если там работы хотя бы начались, то на месте будущей школы на 750 мест в микрорайоне «Сокол» по-прежнему чистое поле. Из-за длительных конкурсных процедур (которые, к тому же, несколько раз были признаны несостоявшимися) подрядчика смогли определить только в конце августа. А подписание контракта и вовсе было запланировано на вторую декаду сентября. И теперь совершенно непонятно, каким образом успеют завершить столь сложный объект до 2020 года (как было объявлено официально). А ведь на оба здания выделено более 200 миллионов федеральных рублей!
Выбились из графика и строители дошкольных образовательных организаций. Наибольшие сомнения вызывают ясли на улице Ярославской, рассчитанные на 90 мест. Сдача объекта по национальному проекту «Демография» была запланирована на осень. Однако судя по тому, что происходило на площадке в начале сентября, это нереально. За что подрядчик уже получил персональное неудовлетворение от мэрии. Большие сомнения берут и насчёт детского сада на 220 мест на улице Кирпичной. Степень готовности там, конечно, выше, чем на Ярославской. Но и сам объект значительно крупнее и сложнее. В сухом остатке получается, что из всего богатства социальных объектов 2019 года рождения больших проблем не возникает только с яслями на Ленинградском проспекте и с расположенным по соседству детским садом в микрорайоне «Яблоневый посад».
В отличие от Ярославля, в Рыбинске в нынешнем году строятся только два социальных объекта: долгожданная школа на 786 мест на улице Тракторной и ясли на 40 мест на улице Солнечной. К началу августа на первом объекте уже завершили нулевой цикл строительства. Была отлита фундаментальная плита, сделано техническое подполье, шли работы по возведению монолитного каркаса здания. Кроме того, на 90% выполнен монтаж теплотрассы, проведен водопровод, дренаж, частично сделана ливневая канализация. На второй площадке к тому же сроку была полностью готова коробка здания, завершались кровельные работы и устройство наружных сетей. Специалисты приступали к отделке. Таким образом, работы были налажены гораздо эффективнее, чем в областном центре. Получилось строго по классику: лучше меньше, да лучше!
Безусловно, перечисленные сферы — не единственные, по которым можно сравнить два города. Есть немало других отраслей. Но и они свидетельствуют не в пользу Ярославля. Взять, к примеру, уличное благоустройство. Во втором городе региона устанавливают интересные арт-объекты и реставрируют исторический центр (взять ту же Красную площадь и улицу Стоялую). В первом выдают разрешение на строительство очередной многоэтажки в зоне ЮНЕСКО и устанавливают совершенно уродливые скульптуры, представляющие причудливый симбиоз «всегда готового» пионера и девушки с веслом. На сей раз не порадовали даже знаменитые цветочные композиции у «Белого дома». Или тот же отопительный сезон. У северных соседей он начался на пять дней раньше. И когда в Ярославле только начали поворачивать вентили, в Рыбинске тепло уже пустили на социальные объекты и в 60% жилого фонда.
Но эти примеры — скорее, единичные. В то время, как приведённые выше, отражают системную работу. Ну, или её отсутствие. Впрочем, и те, и другие в любом случае формируют общую картину городского хозяйства. А вместе с ней — и портрет хозяина.
Конечно, упрощать ситуацию не стоит. Текущие преимущества Рыбинска не обязательно могут свидетельствовать о высоком качестве управления Дениса Добрякова, а проблемы Ярославля — о хронических провалах Владимира Волкова. Но это — с точки зрения административной логики, тонкостей законодательства и особенностей текущего момента. А вот в сознании обывателей все перечисленные процессы будут ассоциироваться именно с персоной градоначальника. Построили садик? Отремонтировали тротуар? Вовремя дали тепло? Значит — мэр хороший. И чем больше таких оценок — тем лучше социальное самочувствие и меньше поводов для недовольства. Это не могут не учитывать «наверху». И это наверняка будет учитываться, когда в Ярославской области со всей серьёзностью вновь встанет вопрос о кадрах. Ведь Владимир Волков вряд ли будет оставаться мэром «Столицы «Золотого кольца» до скончания века. А Денис Добряков вряд ли остановится на должности хозяина «Столицы бурлаков». Обоих однозначно ждут перемещения по карьерной лестнице. Вопрос лишь в том — вверх или вниз. Не исключено, что ответ на него формируется уже сегодня. И мы с вами можем стать его свидетелями в не столь далёком будущем.
ВИКТОР ПАРФЁНОВ