Говорят, в нашем обществе беда: граница между властью и бизнесом слишком размыта. Еще говорят, что бизнес идет во власть не случайно, а сама власть становится объектом бизнеса. С другой стороны есть мнение, что интересы власти и бизнеса столь различны, что найти точки соприкосновения практически невозможно. Власть хочет от бизнеса больше налогов, рабочих мест, социальных программ, а тайные и явные желания бизнеса можно воспроизвести с точностью до наоборот. А как часто мы слышим, что бизнесу от власти нужно одно — не мешать. И еще — денег, побольше, желательно, беспроцентных и невозвратных. А что, дескать, в этом желании такого неприличного? В конце концов, власть же заинтересована в развитии бизнеса, вот пусть и раскошелится.
Во всем этом многообразии мнений и заявлений есть один общий смысл. Сколь бы противоречивы ни были отрефлексированы, сформулированы и артикулированы цели власти и бизнеса, они соприкасаются уже потому, что и те, и другие являются частью общества. Да, стоят они порой по разные стороны баррикад. Да, власть занимает репрессивную позицию по отношению к бизнесу, а бизнес в ответ на репрессии уходит «в тень» и поиски здравого смысла. Но и те, и другие вынуждены сосуществовать в социуме. А значит, экономические, социальные, культурные пересечения становятся неизбежными.
В засаде
Данные Росстата о динамике доходов населения с января по сентябрь сильно озадачили аналитиков некоторыми труднообъяснимыми явлениями. Например, как понять падение реальных доходов москвичей на 7% с начала года? Экономических причин этому не найти: средний заработок в Москве остается намного выше, чем по стране, и с начала года увеличился на 10,5%. Промышленное производство в столице снизилось чуть более чем на процент, но ведь не на заводах же зарабатывают деньги большинство столичных жителей! К тому же безработица тоже сократилась.
Что же случилось? Росстат полагает, что главная причина обвала доходов жителей мегаполиса — в политике московских властей по отношению к малому бизнесу. Доходы населения состоят не только из зарплат. Несмотря на отсутствие официальной отчетности о выплатах в неформальной экономике, методики Росстата позволяют учитывать и эти доходы. Вот как раз та часть, которая не имеет отношение к официальному заработку, снизилась драматически.
Московские власти, по мнению аналитиков, «проводят наступательную политику» на теневой сегмент экономики. В ответ он реагирует так же агрессивно — резким снижением доходов. Пример — кампания по сносу ларьков. Улучшается ситуация с уплатой налогов, но сокращаются доходы собственно предпринимателей.
Аналогичные действия предпринимают сегодня власти Ярославля. Благие намерения избавить областной центр от незаконно установленных торговых павильонов мостят дорогу в том же направлении — падение доходов предпринимателей становится неизбежным. Бизнес в поисках защиты проводит «круглые столы» и митинги. Но как защищать «тень» и налогоНЕоблагаемые доход? Какими методами противостоять тому, что имеет вполне законные основания? Да и стоит ли вообще заниматься защитой неформального сектора экономики?
Этот вопрос лежит в философской и морально-этической плоскости, которые в бизнесе считаются излишней роскошью. Аналитики видят проблемы под экономическим углом: что нужно сделать власти для выхода бизнеса из засады? В конце концов, наличие на российском рынке труда значительного количества неформальных рабочих мест свидетельствует о серьезных ограничениях, препятствующих созданию рабочих мест в формальном секторе и перенаправляющих этот процесс в неформальное русло.
По данным Росстата, с 2008 по 2011 год доля занятых в теневом секторе российской экономики увеличилась с 12,4% до 18,5% — в полтора раза. Эти цифры подтверждают только одно: отношения власти и бизнеса нельзя назвать конструктивными.
В Рыбинске статистика оперирует официальными данными, основанными на отчетности самих предприятий. Их анализ вызывает не меньше вопросов. Почему, например, при росте количества малых предприятий численность работников, занятых в сфере малого бизнеса, падает? Чем вызван разрыв, граничащий с пропастью, в средних зарплатах промышленного сектора — больше 22 тысяч рублей, и в предпринимательской среде — всего 10 тысяч рублей? Только ли тем, что крупная промышленность законопослушна, и все выплаты своим работникам проводит «через кассу»? И почему увеличение количества муниципальных заказов, размещенных у субъектов малого и среднего предпринимательства, не ведет к резкому росту суммы налоговых отчислений, поступающих в бюджеты?
Малый бизнес Рыбинска в цифрах
На территории Рыбинска по данным 2012 года осуществляли хозяйственную деятельность 7 875 субъектов малого предпринимательства, в том числе 2 808 малых предприятий (включая микропредприятия) и 5 067 индивидуальных предпринимателей.
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) на малых предприятиях (включая микропредприятия) в 2011 г. составляла 12,7 тысяч человек человек.
По количеству предприятий лидируют сферы торговли; обрабатывающие производства; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; строительство.
Сумма поступлений налогов в местный бюджет от малых предприятий (включая микропредприятия) и индивидуальных предпринимателей (млн.руб.)
Показатели | Факт | Ожид. | ||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
1. Сумма поступления НДФЛ в местный бюджет от малых предприятий (включая микропредприятия) и индивидуальных предпринимателей | 99,7 | 106,3 | 105,5 | 91,2* |
Темп роста к прошлому году | х | 107% | 99% | 86% |
2. Сумма поступления ЕНВД в местный бюджет | 85,6 | 81,1 | 97,1 | 115,3 |
Темп роста к прошлому году | 95% | 120% | 119% | |
Итого сумма поступлений НДФЛ и ЕНВД в местный бюджет от субъектов малого предпринимательства | 185 | 187 | 203 | 206 |
Темп роста к прошлому году | х | 101% | 108% | 102% |
* Снижение суммы НДФЛ в местный бюджет в 2012 г. связано с изменением долей зачисления налога в областной и местный бюджеты с 50%:50% на 60%:40%. |
Объемы финансирования мероприятий городской целевой программы содействия развитию малого и среднего предпринимательства в городе Рыбинске (млн.руб.)
2009г. | 2010г. | 2011г. | 2012г. (ожид.) | ||||||||
МБ | ОБ | ФБ | МБ | ОБ | ФБ | МБ | ОБ | ФБ | МБ | ОБ | ФБ |
0,5 | 0,214 | 0,2 | 0,5 | 1,2 | 0 | 0,790 | 0,900 | 0,340 | 0,75 | 1,35 | 0,14 |
0,914 | 1,7 | 2,03 | 2,24 |
Размещение муниципальных заказов у субъектов малого и среднего предпринимательства Рыбинска
2009г. | 2010г. | 2011г. | 9 мес. 2012г. | |
Объем размещенных муниципальных заказов у субъектов малого и среднего предпринимательства г. Рыбинска, млн.руб. | 51,5 | 387,0 | 389,7 | 523,3 |
Доля количества размещенных муниципальных заказов у субъектов малого и среднего предпринимательства г. Рыбинска от общего количества размещенных муниципальных заказов, % | 67,6% | 56,7% | 77,8% | 68,2% |
Форсайт
Продолжение будет