Чтоб вставить ссылку, используйте html-тег:
<a href="http://адрес_ссылки">текст_ссылки</a>


Лиана Гаврилова
30 апреля 2019 в рубрике «Однажды в…»

Уходящий Русский Север

Фотовыставка Александра Фурсова откроется в фотогалерее «Криста» в Рыбинске 16 мая

Физик-лирик

Известный российский фотограф Александр Фурсов родился в Москве в 1956 году. Как многие люди искусства, Александр Фурсов пришел к художественной фотографии через точные науки. Окончив математический класс средней школы, Фурсов поступил в Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана.  В 1980  — 1990 годах работал в научно-исследовательском институте металлургического машиностроения, а в 1987 году стал даже лауреатом премии Московского Комсомола в области науки и техники. При этом Фурсов реализовался и в другом качестве: в 1977 — 1983 годах он много путешествовал по СССР с геологическими экспедициями. Это не было случайным увлечением: мама Александра Фурсова многие годы была заместителем главного редактора журнала «Советская геология», а отец-геофизик объехал полмира, работал и в Африке, и в Азии, и в Монголии.

Параллельно с увлечением геологией Александр Фурсов начал фотографировать. Надо сказать, что пришел он в профессиональную фотографию обычным для позднесоветских времен путем — через фотоклуб. Правда, не совсем типичный. Московский клуб «Новатор» был самым сильным коллективом среди творческих фотографических объединений и гремел на всю страну. Фурсов стал его членом в начале 80-х. Клуб помог ему и с освоением мастерства, и одарил товарищами, творческой дружбой с которыми он дорожит до сих пор. Десять лет активного клубного фотолюбительства сделали Александра Фурсова широко известным в узких кругах специалистов. Появились публикации (первая статья о фотографическом творчестве Александра Фурсова вышла в 1988 году в журнале «Советское фото»), был заявлен уровень его творческих притязаний. А затем последовал резкий поворот, которого сам автор от себя и не ожидал: сначала он сменил профессию инженера на фотографа, а потом постепенно отошёл от «Новатора»: первая профессия в начале девяностых престала кормить, а фотоклуб растерял былой потенциал и часть самых сильных и самобытных авторов.

С 1991 года Александр Фурсов — свободный фотограф. Успешно работает в разных жанрах. С 1993 года является членом Союза фотохудожников России. Фурсов — участник и призёр десятков выставок и конкурсов художественной фотографии в России и за рубежом. Снимки его публиковали ведущие газеты и журналы, в частности, «Вечерняя Москва», «Огонёк», «Крестьянка», «Домовой», «Фотомагазин», «Фото и Видео» и многие другие. Его фотографии также включены в 14 фотоальбомов. Сегодня календари с выполненными Фурсовым пейзажными снимками можно найти чуть ли не в каждом книжном магазине. Работы фотографа хранятся в собрании музея Российской фотографии (г. Коломна), в собрании Союза фотохудожников России и в частных коллекциях в России и Италии. Александр Фурсов является автором монографического альбома «Северная сторона» и издания «Книга вещей».

Северная сторона

Тема Русского Севера, его природы, архитектуры, культуры крестьянского быта — одна из ключевых в творчестве Фурсова. Север снимали много и многие, но, как правило, ничего глубже этнографической иллюстрации не получали. (Счастливые исключения — Георгий Колосов и Анатолий Ерин, чьи художественные достижения можно рассматривать в качестве ориентиров). Большинство отправляющихся в фотоэкспедиции на север снимают Кижи, Малые Корелы, Соловки… Однако, по мнению Александра Фурсова, за подлинным северным духом надо ехать в глушь, забираться в «медвежьи углы». Сам он за годы северных путешествий этому научился. Потому и Север, представленный на его снимках, не совсем такой, каким люди привыкли его видеть на страницах туристических буклетов.

Выставка Александра Фурсова, которую он представит в рыбинской фотогалерее «Криста» 16 мая, посвящена Русскому Северу. Она так и называется  — «Северная сторона». Вот как о ней готовит сам автор:

– Фотографии представленного цикла сделаны на Русском Севере. От верхней Волги до Белого моря простёрлась огромная эта страна дремучих лесов и светлых озёр, одна из глухих российских провинций. В 10 веке сюда пришли новгородцы в поисках новых промысловых угодий, чуть позже — жители Поволжья, торившие новые торговые пути, потянулись монахи ради уединения в лесных скитах и, наконец, притесняемые властями староверы. Они обживали Север, ставили избы и церкви, возделывали поля, налаживали промыслы, и населённый дотоле редкими полудикими финно-угорскими племенами край постепенно становился Россией. Каждая волна переселенцев вносила что-то своё в бытовой уклад, архитектуру, язык, формируя ту культуру, открытие которой поразило просвещённые столицы в конце 19 века. В конце 20 века от неё почти ничего не осталось. Об этом и выставка, и альбом «Северная сторона», в который вошли представленные здесь снимки.

История вплоть до 20 века была благосклонна к Русскому Северу: в далёкий край не добрались татаро-монгольские орды, не утвердилось там крепостное право в его классической, как у Гоголя, форме, не подмяла этот край под себя индустриализация, позволив самобытной крестьянской культуре сохраниться почти в нетронутом виде. Зато последние 100 лет произвели на нашем Севере чудовищное опустошение. Революции, войны, коллективизация, погромы церквей воинствующими безбожниками, хищническая эксплуатация природы при полном безразличии к человеку с его исторически сложившимися  бытовыми и культурными нуждами разорили некогда богатый край. В конце 20 столетия мы, трое московских фотографов, колесили по северным землям и фиксировали на плёнку то, что успевали застать. Русская крестьянская культура исчезала на наших глазах, бытовой уклад рассыпался в прах, будто под действием злых чар. Натура стремительно уходила. Почему-то она всегда уходит неожиданно быстро, без прощаний, и никогда не возвращается.

На этих фотографиях Россия, которую мы потеряем в ближайшем будущем. Посмотрите на неё внимательно, пока властвующее над всем Время не стёрло её следы навсегда…

В экспозицию выставки Александра Фурсова «Северная сторона» включено более 50 чёрно-белых фотографий. Они все сняты на плёнку и выполнены автором в технике серебряной печати. Каждый из этих снимков уникален и неповторим.

Открытие фотовыставки состоится в фотогалерее «Криста» в Рыбинске 16 мая, в 17 часов.

Автор уже готов к общению с рыбинскими зрителями.

Адрес фотогалереи «Криста»: Рыбинск, ул. 1-я Выборгская, 50 (территория НПО «Криста»). Проезд троллейбусом №6, автобусами №10, 12.

Вход свободный!

Комментарии

Русский 4 мая 2019 в 17:55

Я вчера был на севере. там, где по мнению учёных остановился ледник и там в лесах и даже на опушках у дороги ещё не растаял снег. Лепота. А у нас, некоторые чудаки уже картоху в холодную землю садят.

Добавить комментарий

Чтоб вставить ссылку, используйте html-тег:
<a href="http://адрес_ссылки">текст_ссылки</a>


Последние записи

10 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
События Первой мировой подчеркнули значение Рыбинска, как важного транспортного узла России...
9 апреля 2024 в рубрике «Новости»
В первой партии Рыбинск закупил 12 тысяч пакетов. Стойки устанавливают в Волжском парке. По мере необходимости дворники будут добавлять пакеты на стойки
9 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
Гололед, бревна на Волге, благотворительность, травмы на производстве, попрошайки и брань на улице — о каких событиях в Рыбинске писала газета больше века назад
8 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
Какие новости Рыбинска нашли свое место в газетах начала ХХ века
7 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
Петицию против реорганизации онкологического отделения в Рыбинске подписали около 20 тысяч человек. Объяснял решение областного министерства здравоохранения министр Серей Луганский
7 апреля 2024 в рубрике «Новости»
Если город победит в конкурсе Минстроя и получит 130 млн рублей
7 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
Работы на первой русловой опоре завершат до начала навигации

Архив