Летать по Герцена больше не сможем, стоять на перекрестках будем дольше, зато никого не убьем и не покалечим
Как работает умный светофор? Что такое индуктивная петля? Почему не стоит заезжать за стоп-линию? Будет ли на улице Герцена «зеленая волна»? А главное — каких еще препятствий ждать рыбинским автолюбителям?
Эти и многие другие вопросы задали жители Рыбинска на встрече с Константином Антоновичем. Он представляет компанию «Спецдорпроект» — организацию, которая устанавливает умные светофоры, настраивает их режимы и фактически управляет дорожным трафиком в городе.
— Нам ни за что не стыдно и нечего стесняться, — говорит Антонович на шквал критики в социальных сетях.
«Спецдорпроект» обслуживает, модернизирует и развивает интеллектуальную транспортную систему Москвы и многих других городов России. Специалисты предприятия в прямом смысле разруливают дорожный трафик там, где есть проблемы — пробки, ДТП, жертвы аварий. В Рыбинске организация по контракту ставит интеллектуальные светофоры, настраивает и обслуживает их. И бесплатно занимается освещением пешеходных переходов.
У новой организации движения в центре Рыбинска есть свои задачи и своя идеология. Они понятны не всем, отсюда — критика и вопросы. Один из самых популярных — зачем скорость движения по Герцена искусственно снизили?
— Общее время проезда изменилось некритично, — говорит Константин Антонович. — А вот безопасность повысилась существенно.
В доказательство он приводит статистику ДТП за январь-сентябрь: 2017 год — 6 погибших, 2018 — 9, 2019 — 3. Основной вид ДТП — наезд на пешехода.
— Ездить надо привыкать не быстро, а безопасно, — подчеркивает Денис Добряков цель дорожной реформы. — Мы забыли, что город — не только для водителей, но и для пешеходов. Будем вспоминать.
Рыбинск действительно наводнен авто. По последним данным, по улицам города двигаются 65 тысяч автомобилей. Ежегодный прирост — еще около двух тысяч. Такая автонагрузка не прогнозировалась бывшими архитекторами. А исторический центр, оформившийся в 19 веке, задыхается от напряжения.
— И это еще одна цель — ограничить негативное воздействие автомобилей на памятники истории и культуры, — объясняет глава. — Резонанс, грязь — все это разрушает центр. Поэтому вводим ограничения: запрет движения частных автомобилей по Соборной площади, односторонняя Волжская набережная и некоторые другие.
Но никто не желает добровольно терять драгоценные минуты на рыбинских улицах и расставаться с возможностью быстро пролететь Герцена от начала и до конца по «зеленой волне».
— «Зеленая волна» — это миф из советского прошлого, — объясняет Антонович. — При современных нагрузках на дороги невозможно отрегулировать светофоры так, чтобы беспрепятственно двигались все улицы — магистральные и пересекающие.
Константин подробно объясняет, что такое интеллектуальная транспортная система, как работает умный светофор, какое значение имеют индуктивные петли.
Расскажем алгоритм работы ИТС, упуская подробности, понятные только специалистам.
Интеллектуальная транспортная система — это совокупность технических и электронных средств, которые обеспечивают безопасность автомобилей и в целом транспортного движения.
По сути, авто (и вы в нем) теряет некоторую самостоятельность (а значит, и непредсказуемость) и начинает отчасти подчиняться электронным мозгам системы. При этом система учитывает массу дорожных нюансов: интенсивность движения, период проезда перекрестка, наличие пешеходов и т.д. Можно сказать, что на дорогах Рыбинска появляется диспетчер. Умный регулировщик, способный не только распределять, контролировать и констатировать, но и прогнозировать.
Пока в городе только часть светофоров можно назвать умными. Они выбирают режимы в зависимости от того, с какой стороны перекрестка скопилось больше машин. Определяет это индуктивная петля, проложенная под асфальтом. Иными словами — это датчик, реагирующий на дорожную обстановку. При этом предполагается, что водители не только знают правила движения, но и не нарушают их.
— Если вы выехали за стоп-линию, датчик вас не определит, — говорит Константин Антонович. — А вот если на одной из полос случится авария, светофор выберет оптимальный режим и не допустит пробок.
Это укрупненное представление о том, как организуют движение транспорта в Рыбинске. Оттенков и нюансов много. Например, выделенные фазы для пешеходов. Безопасные для людей, переходящих перекресток, и раздражающие водителей, вынужденных стоять лишние 30 секунд.
— Машины и пешеходы не должны пересекаться, — говорит Денис Добряков. — Мы исключаем любую возможность наезда на человека. Кроме того, по новым требования безопасности переход четырехполосной дороги возможен только по регулируемому пешеходному переходу.
Светофоры, которые работают для пешеходов, установлены на пересечениях ул. Герцена.
— Но днем они работают не по вызову, а как обычные светофоры, даже если нет людей, для авто загорается красный и снижается скорость проезда, — предъявляют претензии собравшиеся.
— Надо перенастроить на режим постоянного вызова кнопкой, — отдает распоряжение глава.
Решено, что на семи светофорных объектах улицы Герцена на пересечении с улицами Свободы, Кольцова, Румянцевской, Ломоносова, Бородулина, Гоголя и Советской вызывная пешеходная фаза по нажатию кнопки будет работать круглосуточно: нет пешеходов — нет холостых простоев. Кроме этого, приняты претензии по светофорам на Окружной дороге и ул. Расторгуева.
Речь на встрече шла и о том, стоит ли запрещать движение учебных машин по улице Герцена — этому есть и сторонники, и противники. Можно ли ждать дорог-дублеров — улицу Радищева предполагают отремонтировать в будущем году, с улицей Чкалова ситуация сложнее.
— Нам нужно не просто подстроить под себя и свои желания систему регулирования дорожного движения, а самим учиться безопасному передвижению по городу, — подводит итог встречи Денис Добряков.
Решено, что встречи будут проходить регулярно. Особенно после того, как заработает вся новая транспортная схема в центре Рыбинска — Волжская набережная станет односторонней, вступит запрет на проезд Соборной площади, появятся еще новые светофоры и начнется тонкая настройка всей системы.