Чтоб вставить ссылку, используйте html-тег:
<a href="http://адрес_ссылки">текст_ссылки</a>


27 октября 2019 в рубрике «Однажды в…»

Оптимизация здравоохранения: пациент скорее мертв?

Далеко не все жители Ярославского региона знают, что уже несколько лет подряд за здравоохранение у нас отвечают не местные администрации, а региональная власть. То есть губернатор Дмитрий Миронов. И его Правительство. И департамент здравоохранения. Который, такое ощущение, живет в какой-то другой реальности. Своей. Прекрасной и замечательной. У них все хорошо. А у населения?..

Весна и осень — традиционное время всевозможных обострений по медицинской части. Это видно по растущим очередям в регистратурах, количеству неадекватных водителей и (как утверждают отдельные остряки) законопроектов в Государственной Думе. Впрочем, ряд хронических заболеваний находятся в острой фазе круглый год. Иногда они поражают даже целые отрасли. В том числе само здравоохранение. Во всяком случае, так произошло в Ярославской области. Региональная медицина определённо больна, притом давно и тяжело. «Диагноз» понятен: прогрессирующее снижение доступности врачебной помощи, отсутствие реакции на запросы населения и острая нехватка адекватных управленческих решений. «Клиническая картина» неутешительна: из всех социальных отраслей именно медицина вызывает больше всего вопросов. Их список кажется бесконечным: непрекращающаяся «оптимизация» медучреждений, постоянные перебои с поставкой льготных лекарств и сложности с их получением, вечная нехватка средств на закупку современного оборудования и проведение ремонта, хронический дефицит врачебных кадров, недоступность медицинской помощи на селе, и так далее, и тому подобное. Глядя на всё это многообразие, невольно вспоминаешь эпизод из сказки про Буратино: пациент скорее мёртв, чем жив.

 23 октября оказанию медицинской помощи населению даже посвятили депутатские слушания в областной Думе. К слову, уже вторые за месяц. А подобные мероприятия проводятся крайне редко. Что лишний раз подтверждает важность проблемы. Похоже, её понимают уже везде. Везде, кроме главной инстанции — профильного блока Правительства региона. Неужели «больной» безнадёжен, а «медицина бессильна»? Или шанс на поправку всё-таки есть? Попробуем поставить свой диагноз!

Добрый доктор Айболит к нам на помощь не спешит

Сразу отметим, что не являемся не профессиональными врачами, не чиновниками от медицины. И по объективным причинам не можем обладать всей полнотой информации, доступной указанным лицам. Поэтому мы будем проводить наш анализ скорее с точки зрения пациентов (которыми в той или иной степени являются все жители нашего края) и с известной долей субъективизма. Так что заранее просим никого не обижаться. Тем более, что в основе анализа в любом случае будут лежать официальные данные, представленные теми же медучреждениями и исполнительной властью. Начнём от печки. Или, выражаясь языком врачебной азбуки, от Альцгеймера и аппендицита. Критерии обеспечения доступности и качества медицинской помощи чётко обозначены федеральным законодательством. К ним относится:

·      предоставление медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи;

·      приближенность оказания медицинской помощи к месту жительства, месту работы или обучения, транспортная доступность медицинских организаций для всех групп населения, применение телемедицинских технологий;

·      оснащение медицинских организаций необходимым оборудованием;

·      наличие необходимого количества медицинских работников и уровня их квалификации;

·      возможность выбора медицинской организации и врача в соответствии с действующим законодательством.

Давайте посмотрим, насколько эти критерии выполняются в Ярославской области. Начнём с кадрового обеспечения. Проблемы на этом направлении официально признают даже в самом департаменте здравоохранения. По информации, прозвучавшей на упомянутых депутатских слушаниях, в целом по области не хватает порядка 430 врачей и такого же количества среднего медицинского персонала. В первую очередь — в первичном звене. А по наиболее дефицитным специальностям, таким, как акушерство и гинекология, анестизиология-реаниматология, терапия, педиатрия, кардиология, онкология рентгенология, офтальмология, неврология, оториноларингология, травматология и ортопедия, хирургия, скорая медицинская помощь и сестринское дело потребность ещё выше –около 650 человек (240 врачей и 410 средних медицинских работников). Это притом, что в государственных медицинских организациях Ярославской области по состоянию на 1 января 2019 года в общей сложности трудилось менее 5440 врачей. Годом ранее их было более 5660. Так что налицо не только приличная нехватка, но и тенденция к общему сокращению.

Как видно из приведённого перечня, дефицит ощущается едва ли не по всем «узким» направлениям. Кроме того, отмечается неравномерность комплектования лечебных учреждений врачами первичного звена и специалистами в отдельных районах областного центра и муниципальных образованиях региона. К примеру, обеспечение средним медицинским персоналом в сельской местности выше, чем в тех же Ярославле и Рыбинске. Хотя и здесь есть исключения. Дефицит специалистов наблюдается даже в пригородном Ярославском районе, куда в первую очередь стремятся устроиться те же молодые специалисты (скажем, в районах с интенсивной новой застройкой наподобие Заволжского сельского поселения). При этом, по плану 2019 года департамент здравоохранения планирует направить в районы всего 18 докторов. Каким образом чиновники намерены закрыть имеющуюся брешь такими силами — непонятно.

Самое интересное, что меры поддержки людей в белых халатах есть, и немало. Но реализуются они абсолютно неэффективно. Так, за весь 2018-й и истекший период 2019 года единовременные компенсационные выплаты по 1 миллиону рублей были предоставлены лишь 10 врачам, переехавшим на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки и малые города. Аналогичные выплаты по 500 тысяч рублей, предназначенные фельдшерам, за тот же период получили всего 5 человек. Не выстроилась очередь и за выплатой для молодых врачей в возрасте до 35 лет, впервые приступивших к работе в государственных медицинских организациях (100 тысяч рублей). В те же сроки её получили только 8 специалистов. А на аналогичную помощь для фельдшеров (50 тысяч рублей) претендентов не было вовсе. Наконец, выплату для студентов-целевиков ЯГМУ (19500 рублей) в прошлом году получили 36 будущих специалистов, а в 2019 — 27. С такой статистикой скоро даже градусник будет поставить некому. И на этом направлении департаменту, конечно, стоит серьёзно усилиться.

Впечатления пациента больницы 1 Рыбинска

Операция «оптимизация»

 Не прекращаются вопросы и по так называемой «оптимизации» здравоохранения. Или, как её называют противники реструктуризации — здравозахоронения. Напомним, что процесс начался ещё при прошлом губернаторе Сергее Ястребове. Но особый размах приобрёл уже при Дмитрии Миронове. Притом, наибольшая активность началась в прошлом году. Тогда в единую ЦГБ «слили» четыре самостоятельных медучреждения в Кировском и Ленинском районах Ярославля, объединили ярославскую и рыбинскую психиатрическую больницу, областной тубдиспансер и детский туберкулезный санаторий, а также три стоматологические поликлиники. Кроме того, было закрыто отделение сестринского ухода в Тутаеве.

В 2019 году «оптимизация» продолжилась. Слиянию подверглись третья и седьмая больницы в Заволжском районе Ярославля. К 1 сентября завершилась реорганизация ярославских КБ № 2 и КБ № 8 (на базе второй больницы), а также КБ № 10 (бывшая медсанчасть НПЗ) и больницы имени Семашко. Тогда же состоялось объединение двух рыбинских больниц — первой и шестой. Наконец, оптимизация затронула областную станцию скорой медицинской помощи и Центр медицины катастроф.

И судя по всему, это ещё не конец. Например, есть данные о закрытии с 17 ноября отделения ортопедической стоматологии № 2 на улице Урицкого в Дзержинском районе Ярославля и вероятность присоединения пятой детской поликлиники к КБ № 3 за Волгой.

При этом, в департаменте здравоохранения уверяют, что доступность и качество медицинской помощи населению не изменится. А за счёт сокращения административно-управленческого персонала даже получится сэкономить бюджетные средства, которые направят на закупку оборудования и повышение зарплаты врачей. Также стоит отметить, что в преддверии упомянутых выше парламентских слушаний депутаты фракции «Единая Россия» предприняли серию рейдов по больницам и поликлиникам, где пообщались с врачами и пациентами. Притом, акция была массовой. В ней приняли участие как минимум три вице-спикера (Николай Александрычев, Сергей Якушев и Антон Капралов), несколько председателей комитетов (Юрий Филимендиков, Лариса Ушакова, Александр Гончаров, Михаил Боровицкий), депутаты Роман Слонин, Михаил Никешин, Владимир Денисов, Андрей Щенников. С учётом широкого общественного резонанса, который вызвала «оптимизация», догадаться об истинной цели проверок нетрудно. Как и об их результатах в стиле «всё хорошо, прекрасная маркиза». В целом, они вполне соответствовали данным официального опроса, согласно которым показатель удовлетворённости населения медицинской помощью во взрослых поликлиниках якобы составил 74,7%. Получается, что три четверти населения довольны всем… Без комментариев…

Впрочем, на слушания привели результаты другого опроса, который проводили депутаты фракции КПРФ (к слову, именно они выступили инициаторами слушаний). Притом, гражданам предлагали ответить на вопросы той же анкеты, предоставленной департаментом здравоохранения. Согласно информации с официального сайта Ярославского ОК КПРФ, в ходе анкетирования ответ на вопрос: «удовлетворены ли вы условиями оказания медицинских услуг?» в большинстве своём был отрицательным. 

В частности, люди жаловались на долгое ожидание диагностических исследований, длительный срок записи к «узким» специалистам, несвоевременное и неполное обеспечение льготными лекарствами, сложности в организации первичного приёма больных детей, проблемы с транспортной доступностью. Таким образом, картина была диаметрально противоположной официальной. Наверное, истина где-то посередине. Но, согласитесь, если бы всё было так хорошо, как говорят официальные лица, количество негативных отзывов было бы минимальным. А это, увы, не так.

О материально-техническом и морально-этическом

Особняком стоит материально-техническое обеспечение ярославской медицины. С одной стороны, чиновники приводят вполне оптимистичные цифры. В регионе имеется 31 государственная медицинская организация, оказывающая первичную медико-санитарную помощь. В целях обеспечения данной помощи жителям сел и поселений действуют 319 фельдшерско-акушерских пунктов, 60 амбулаторий и 74 офиса врачебной практики. Работают мобильные медицинские бригады. Вместе с тем, серьёзнейшей проблемой для лечебных учреждений региона является устаревшее и изношенное оборудование. К примеру, в той же ярославской КБ № 3 (с которой объединили КБ № 7, из-за чего по весне произошёл бунт населения на «Резинотехнике») неисправно эндоскопическое оборудование 1994-2007 годов выпуска. В рабочем состоянии находится один бронхоскоп почтенного 22-летнего возраста. В крупном учреждении, обслуживающем весь Заволжский район, всего 5 исправных аппаратов ультразвуковой диагностики. При этом, ремонт устаревшей техники является дорогостоящим и экономически невыгодным. В результате больница вынуждена заключать договоры на проведение исследований с другими медицинскими организациями. Что, в свою очередь, не позволяет обеспечить прикреплённых пациентов необходимыми обследованиями в полном объеме.

Вторая проблема — недостаточное проведение ремонтов, в которых нуждается большинство медучреждений, и практически полное отсутствие нового строительства. За последние годы область может предъявить разве что новую поликлинику в Ростове, три офиса врача общей практики и одну модульную амбулаторию для Угличской ЦРБ. При этом, в нынешнем году плановые цифры финансирования государственной программы «Развитие здравоохранения в Ярославской области» сократились почти на 400 миллионов рублей (11 миллиардов 472 миллиона против 11 миллиардов 839 миллионов в прошлом году). Конечно, нынешним летом с участием средств федерального бюджета начали возводить новый корпус областного онкодиспансера и поликлинику во Фрунзенском районе Ярославля. Однако их завершение — дело не скорое. И это вряд ли покроет провал прошлых лет. Да и что такое два объекта на достаточно крупный регион? Для сравнения: в той же Москве за три года запланировано строительство более 80 зданий больницполиклиник и станций «Скорой помощи». Но это — Москва. Из которой мы получаем лишь жалкие крохи для поддержания региональной медицины в «состоянии искусственной комы», и управленцев, любящих порассуждать об «экономической эффективности» здравоохранения.

Наконец, нельзя не сказать пару слов о льготном лекарственном обеспечении (ЛЛО). Мы подробно писали об этом в статье «Весеннее обострение в ярославском здравоохранении» 23 марта, так что не будем повторяться. Отметим лишь то, что проблема никуда не делась. Притом, сложности возникают как с самими препаратами (острая нехватка медикаментов, используемых при астме и диабете), так и с организацией их выдачи. Скажем, в Дзержинском районе Ярославля (где проживает 17500 льготников) этим занимаются всего три аптеки. Чтобы уложиться в двухнедельный срок (именно столько времени выписанные лекарства находятся в резерве), им нужно ежедневно выдавать препараты 1250 пациентам. Получается больше 400 льготников на одну аптеку. Всё это ведёт к огромной нагрузке на провизора и накоплению гигантских очередей. Если добавить сюда довольно сложную процедуру оформления рецепта и неудобный график работы — поход за положенными лекарствами превращается в турне по семи кругам ада. Это и для здорового человека задача непростая, а для больного — и вовсе нереальная. Откровенно говоря, устраивать подобные испытания для нуждающихся в помощи людей вообще за гранью добра и зла. Но этот вопрос относится уже не к юридическим, а к морально-этическим нормам. А они либо есть, либо нет.

Таким образом, областная медицина пребывает в стабильно тяжёлом состоянии. Нужен рецепт, который позволит переломить эту ситуацию и добиться улучшения её самочувствия. Часть рекомендаций прозвучала прямо на депутатских слушаниях. Одно из предложений исходило от самого департамента здравоохранения. А именно — открыть в каждом медицинском учреждении аптечный пункт (очевидно, через специализированное государственное учреждение) по выдаче лекарств льготным категориям граждан. Предполагается, что эта мера начнёт действовать уже с начала нового года и позволит сократить очереди. Что ж, вполне разумно. Ибо государственными мерами поддержки в первую очередь и должны заниматься государственные организации.

Кроме того, парламентарии поддержали предложение об увеличении финансирования на ЛЛО, и ряд мер, направленных на улучшение кадровой ситуации. В частности, одобрили введение механизма социальной ипотеки для врачей и среднего медицинского персонала и повышение расходов на приобретение жилья для медработников. Также запланирована подготовка обращения в Министерство здравоохранения РФ с просьбой упростить получение федеральных льгот для докторов. Среди других инициатив стоит отметить требование не проводить реорганизацию больниц и поликлиник без общественных слушаний.

Впрочем, всё это — только рекомендации. Претворит ли их в жизнь исполнительная и законодательная власть — неизвестно. Однако оставлять их совсем без внимания было бы абсолютно неправильно. Да, они не решают всех проблем. Но нужно с чего-то начинать. Притом, вчера. Лечение уже серьёзно запоздало. Нужна сверхинтенсивная терапия. Возможно, даже хирургическое вмешательство. В противном случае, ситуация может стать критической. А дальше — только прямая линия на кардиографе. 

Комментарии

НОД Рыбинск 27 октября 2019 в 09:28

Стоит лишь задаться вопросом - а куда же уходят врачи из государственных и муниципальных учреждений здравоохранения - и мы тут же получим ответ. Огромное количество частных медицинских учреждений растет с каждым годом. Они хорошо оборудованы, в них работают грамотные специалисты, но они предлагают населению медицинские услуги за совершенно ненормальные для среднего жителя страны деньги. Поэтому, учитывая действительно тревожную ситуацию с медициной, возможно, стоит национализировать все эти платные клиники, оснастив оборудованием государственные больницы, а работающих там специалистов вернуть на службу государству, обеспечив их хорошей зарплатой, премиями и льготами.

дихлофос 27 октября 2019 в 10:55

Всё верно, а нода вернуть на завод, благо они почти все уже национализированы, премию ему назначить за количество выпрямленных коленвалов)))

Анатолий 27 октября 2019 в 13:09

Дальше будет только хуже. 3/4 работающих врачей пенсионеры или предпенсионеры. Молодёжь в медицину не идёт и ещё эти "дела врачей" у всех на слуху. Это результат т.н. "ручного управления".

гость 27 октября 2019 в 14:13

На всё это ответил персонаж из филма" Бандитский Петербург" с погонялом " Антибиотик": Думаешь в этом бардаке виноваты Эльдар с Мухой...далее по тексту.

Губернатор Миронов-это недалёкий человек,который за свою службу кроме знания несения караульной службы и приёмов рукопашного боя ни чего не постиг.Приказ о зачистке ЯО он выполнил.Созидать вояки не способны.Их этому не обучают.В Регионе он набегами.И проблемы региона его мало интиресуют.Он даже на трагедию в Ростове отреагировал коментарием неизвестно откуда.

Так что пока правят силовики и сырьевики ждать улучшения в чем то не приходится.Одно слово.БЕЗНАДЕГА.

Виктор 27 октября 2019 в 19:40

Не очень нравится то, что и как делает мэр, но Орден Мужества просто так не дают. Плюс два ранения. Это так, для справки.

гость 27 октября 2019 в 20:51

Укладка парашюта и руководство жизнедеятельностью города это две большие разницы. Самые серьезные награды у работников штаба и политработников.Кто служил тот знает.О наградах и ранениях трындит только сам Добряков.Парни прошедшие более серьёзные замесы как то более скромны о своих подвигах.Это так,для справки.

Виктор 28 октября 2019 в 21:21

Потому, что эти парни не на месте Добрякова!

Каждый скромен лишь в своей скорлупе.

читатель 28 октября 2019 в 11:26

«Далеко не все жители Ярославского региона знают, что уже несколько лет подряд за здравоохранение у нас отвечает не местная администрация, а региональные власти»...

Так начинается эта статья и очевидно, что цель её – отвести от Главы Рыбинска весь негатив, раздражение жителей города от пробелов в работе здравоохранения в Рыбинске и переключить этот негатив на область.

Формально, здравоохранение действительно под управлением региональных властей, но ведь дело касается жителей Рыбинска, в котором есть Глава и который при вступлении на этот пост давал клятвенное заверение, что будет отстаивать интересы жителей города.

Как же отстаивает их Глава Рыбинска, может он ежедневно бывает у Губернатора или у Председателя Правительства и доказывает, требует решения вопросов по здравоохранению или в Ярославской областной Думе по этой теме активно работает?

Ни того, ни другого. Ведь он за это не отвечает и ему это по «барабану», как любил говорить бывший мэр Рыбинска Ю.В.Ласточкин.

Между тем, в Брянской области Губернатор снял с должности Главу поселения за то, что в местной государственной поликлинике люди не смогли быстро сдать анализы на кровь, в то время как частная клиника приглашает людей в любое время.

Влавасми 28 октября 2019 в 11:34

Ссылочку на брянские дела не кинете? Просто интересно, попахивает банальным самодурством.

Мотя 28 октября 2019 в 13:26

Влавасми, ссылочка на №131-ФЗ ст.16, п.14 Вас удовлетворила?

Влавасми 28 октября 2019 в 14:30

Нет. Это общая фраза. Интересна конкретика. Если я приду сдавать анализ не в часы приема в лаборатории (потому не сдам его быстро, а в лучшем случае на следующий день) и выскажу претензию -это повод для подобных оргвыводов в Рыбинске?

Сергей Сидельников 28 октября 2019 в 12:00

Интернет нам в помощь. Открываем Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Ст. 16. Вопросы местного значения муниципального, городского округа.

п.14. создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального, городского округа ... в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Влавасми 28 октября 2019 в 14:38

О том и речь. В поликлинике забор анализов производится ежедневно по талонам в отведенное для этого время. И если мне дают талон не на здесь и сейчас, а через 2-3 дня (при том что в негосударственной лаборатории могут принять сразу) - это отсутствие условий или нет? Речь, конечно, не о cito.

НегосЛаборатория 28 октября 2019 в 14:54

Влавасми, как анализы?

Влавасми 28 октября 2019 в 16:46

Не дождетесь.

Сергей Сидельников 28 октября 2019 в 15:46

Влавасми, вот вы и разберитесь, кто в Рыбинске за мочу отвечает, областная власть или местная.

Влавасми 28 октября 2019 в 16:50

Да ладно острить. Как известно, был бы человек, а статья, по которой его можно уволить, найдется. Просто интересно, как согрешил брянский товарисч, что его сняли с такой формулировкой. Отрубил в лаборатории электричество? Полицию поставил - никого не пущать? Просто интересно, не более того.

Иваныч 28 октября 2019 в 17:20

Товарисч тоже ни за что не отвечал)))

Добавить комментарий

Чтоб вставить ссылку, используйте html-тег:
<a href="http://адрес_ссылки">текст_ссылки</a>


Последние записи

21 ноября 2024 в рубрике «Однажды в…»
Рыбинск, Щербаков, Андропов, снова Рыбинск. Но и этого казалось мало. В 1933 году город хотели назвать Барановском. Кем был Петр Ионович Баранов?
20 ноября 2024 в рубрике «Новости»
Всего в этом году в Рыбинске в рамках губернаторской программы появятся 30 новых остановочных павильонов
20 ноября 2024 в рубрике «Однажды в…»
Три года действует муниципальная программа ремонта тротуаров. Более 10 километров приводят в порядок ежегодно
17 ноября 2024 в рубрике «Новости»
«Сарма» и «Селенга» будут перевозить пассажиров на Байкале
17 ноября 2024 в рубрике «Новости»
Если не содержат недвижимость в надлежащем состоянии
14 ноября 2024 в рубрике «Однажды в…»
Больше десяти лет, с 1946 по 1957 год, Рыбинск носил имя Щербакова. Кем был этот человек?
13 ноября 2024 в рубрике «Новости»
Это будет последнее полное перекрытие движения накануне открытия моста

Архив