В минувший четверг рыбинские депутаты решали, сколько денег платить пассажиру в троллейбусах Рыбинска.
О стоимости этого проезда писано-переписано и писать в 25-й раз как-то уже даже глупо. Но приходится. Итак, быстренько пробежимся по истории вопроса.
Сначала тарифная комиссия Ярославской области установила плату за билет в размере 18 рублей 85 копеек, подивив этими копейками население не только нашего славного Рыбинска, но и всех городов нашей великой страны.
Потом Рыбинскэлектротранс, пожалев своих кондукторов, возопивших об отсутствии в обороте пяти копеек в достаточном количестве, снизило цену до 18.80. Но не решило проблему металлического лома. К кондукторам присоединилось население, гневно сообщая, что копеечная цена — не то чтобы плохое решение, оно смешно и даже в некоторой степени абсурдно. Копеечные монеты, если областные тарификаторы еще не знают, у монетного двора давно не в почете, запасаться ими попросту негде. Ни в стеклянных банках, ни в кредитных организациях на всех рыбинцев их не хватит. Да и не очень-то рыбинцам это и надо, поскольку в почете, к сведению тарификаторов, рубли и десятки, а к сведению троллейбусников — банковские карты и безналичный расчет.
Об этом рыбинское население заявило громко и возмущенно.
Тогда в игру вступил рыбинский градоначальник. Он предложил выделить предприятию субсидию — 700 тысяч бюджетных рублей, чтобы цена стала более-менее приличной для кошельков горожан — 18.50.
На тут же посыпавшиеся обвинения в помощи коммерческому предприятию, коим является Рыбинскэлектротранс, Добряков заявил: помогаю, дескать, не бизнесу, провалившему экзамен по экономике, а народу своего родного города. Чтобы народ, дескать, не лишился своего любимого вида общественного транспорта, и не ходил, дескать, пешком по улицам и переулкам. В общем, чтобы народу Рыбинска было удобно, глава посчитал бюджетные финансы и наскреб в городской казне 700 тысяч рублей.
Конечно, глава мог пристроить деньги куда с большей пользой. Например, дать их детскому саду. Или потратить на уборку дороги. Но нежданная проблема, нервирующая пассажиров, вынудила поступить именно так.
С этим глава двинулся к депутатам.
Отличное предложение! — сказали народные избранники вчера на совете и проголосовали за него единогласно. Ну, если уж желаете абсолютной картины, почти единогласно. Против выступил Александр Соколов. И даже не то чтобы против, а «за», но не так «за», как все, а «за» особенно. Соколов был «за» больше, чем все остальные.
Тут стоит вспомнить цитату из культового фильма пиарщиков всех времен и народов — «День выборов»: «Вот мы тут все за тебя, мы прямо за тебя — за тебя! Но Саааша, он затебее нас всех!»
Александр Викторович был вчера «затебее» всех депутатов! Он предложил выделить из бюджета не 700 тысяч рублей, а почти 1.3 миллиона. Чтобы цена билета стала как раньше — круглой, красивой и без копеек. И чтобы образ самого депутата стал чистым, народным и тоже красивым. С последним, правда, предвидятся трудности, учитывая «Моменты славы депутата Соколова».
Впрочем, попытка — не пытка, можно и на копейках репутацию зарабатывать. Но в воздухе повис главный вопрос: где взять деньги? С 700 тысячами все вроде понятно. Финансисты посчитали, свели бюджетные концы и вынесли на совет.
Где найти сусеки, чтобы наскрести еще больше полумиллиона? У Соколова с фантазией проблем не оказалось. Увеличить бюджетный дефицит! Незаконно, — отвечают финансисты. Взять в резервном фонде! Он для ЧП и пожаров! — говорят финансисты. Увеличить прибыль МУПов! Посчитано все до копеечки! — отбиваются финансисты.
Ослепительным алмазом среди версий Соколова сверкнула такая — недофинансировать ремонт улиц Крестовой и Стоялой. Тут уж финансисты возмутились: торги состоялись, контракты заключены, снять с них деньги — кучу законов нарушить!
Так и не найдя убедительного решения, Соколов таки вынес вопрос на обсуждение. И проголосовал за него сам. В одиночестве. Как перст, один. Зато помните? «Саша затебее всех!» В смысле, за народ. Или за коммерческое предприятие? Или просто за то, чтобы стать самым-самым. Или потому, что теперь он простой депутат, а заместителем председателя его не выбрали. А это, знаете ли, досадно и обидно.
Однако не будем с сочувствием вдаваться в тонкости душевного состояния Соколова и строить версии его непостоянных настроений. Подведем итог вчерашнего заседания.
700 тысяч рублей троллейбусники получат. Цена проезда — 18.50. Расчеты сделаны до Нового года. Больше у Рыбинска запасов нет и не будет. Экономисты Рыбинскэлектротранса должны обосновать и доказать регулятору ту цену, которая не обанкротит предприятие и устроит кондукторов и пассажиров. Будем надеяться на профессионализм.