ВЦИОМ представляет данные опроса о том, как россияне оценивают свое положение в обществе, в чем видят секрет жизненного успеха и на что бы потратили крупный выигрыш в лотерею.
За четверть века выросла доля граждан, которые определяют свое положение в обществе как среднее — сегодня таких 59%, тогда как в начале девяностых было 49%.
В категориях «ниже среднего» и «низкое» (19% и 12%,) соотношение практически не изменилось (в 1991 г. — 19% и 14%, соответственно).
Малочисленными остаются группы респондентов, отвечающих, что они занимают положение «выше среднего» (5%) и «высокое» (3%). В целом же ответы стали более определенными: доля затруднившихся снизилась с 11% в 1991 г. до 2% в 2016 г.
Добиться высокого положения в обществе, по мнению россиян, больше всего помогают личные качества (воля, амбиции, доброта и порядочность) — 25%, деньги — 24%, знакомства, связи — 20%, образование и опыт — 18%. Менее всего в данном случае «котируется» внешность и здоровье — лишь 1% опрошенных полагает, что именно эти качества позволяют занять высокое положение.
Материальные ресурсы являются также одним из условий жизненного успеха — так считают 28%.С другой стороны, для его достижения важны такие личные качества, как жесткость, инициативность, нравственность — 25%, а также образование и опыт — 23%, целеустремленность — 17%. Существенно меньше тех, кто считает, что к успеху приведет происхождение — 1%.
Как и в начале 90-х, сегодня большинство наших сограждан также считают, что не стоит приносить общение с близкими и здоровье в жертву высокому материальному положению (64% в 1991 г. и 66% в 2016 г.). Обратную точку зрения (что семья должна быть обеспечена даже в ущерб отношениям и самочувствию) разделяет только пятая доля опрошенных: 20% в 2016 г., 16% в 1991 г. Практически не изменилось число тех, кто считает, что можно обойтись скромным набором вещей, а к богатству стремиться вовсе не следует (9% и 11%, соответственно).
Крупный выигрыш в лотерею 38% наших сограждан вложили бы в покупку жилья, этот вариант наиболее актуален для респондентов в возрасте от 35 до 44 лет (46%). 9% россиян использовали бы деньги для покупки акций или чтобы начать свое дело, при чем такое вложение пользуется большей популярностью среди молодежи от 18 до 24 лет (17%), чем среди старшей возрастной группы от 60 лет (1%). По 8% потратили бы выигрыш на здоровье и спорт или вложили бы их в банк.