Чудак и оригинал, склонный заниматься убыточным делом в ущерб доходному. Такую славу снискал в Рыбинске знаменитый на весь мир Андрей Сигсон.
Его делом была фотография, его страстью — снежинки. Хрупкие и нежные, как мотыльки-однодневки, эти зимние кристаллы Сигсон фотографировал, ими восхищался, ими и прославился.
Могильный памятник, который стоит и сегодня на старом лютеранском кладбище, скромен не по заслугам. Ни намека на признание, ни подсказки на увлечение — гладкий черный мрамор, строгий католический крест. Простота, достойная таланта? Или непонимание современниками значения работ Сигсона?
В Рыбинском музее-заповеднике хранятся десятки фотографий с видами Рыбинска и его окрестностей, с портретами горожан. Они подписаны «Фотографiя А.А. Сигсонъ. Рыбинск». И среди них — ни одного изображения автора. Как насмешка судьбы: сапожник без сапог, фотограф без портрета. И — более двухсот вариантов снежинок, сфотографированных Сигсоном под микроскопом.
Ах, как просится зимнее белое кружево на гладкий черный мрамор! Как очевиден художественный образ памятника Андрею Сигсону, земляку, удостоенному Большой серебряной медали на политехнической выставке 1872 года в Москве, признанному лучшим на Парижской всемирной выставке 1900 г. Но не все очевидное несомненно. Может, именно эта бесконечная темнота мрамора и абсолютная простота памятника и есть лучшее, чем могут чтить потомки чудака и оригинала, профессионального фотографа и признанного мастера микрофотосъемки Андрея Сигсона.