Некоторое время назад Рыбинск считался региональным заповедником хороших дорог. По крайней мере, те автолюбители, которые могли сравнивать качество дорожного покрытия в Рыбинске и других городах Ярославской области, отмечали явное преимущество нашего города.
За миллионы, выделенные на дороги из областного дорожного фонда, бились областные депутаты от Рыбинска в 2013 и 2014 годах. В результате деньги, уплаченные рыбинскими владельцами транспортных средств, частично возвращались в город и так или иначе спасали нас от весенних ям и осенней распутицы.
Можно было критиковать качество дорожных работ или низкую активность чиновников и депутатов Рыбинска. Можно было строить планы и надеяться на ремонт самых страшных улиц города. А в 2015 году Рыбинск лишен даже этого. Что критиковать, если сегодня на рыбинские дороги выделено меньше 20 млн рублей из местного бюджета? Причем, чиновники эти деньги с трудом вырвали из «цепких лап» депутатов, а последние — оторвали их от своего «сердца», согласившись потратить часть денег из зарезервированных на благоустройство дворов.
А где же региональный дорожный фонд? — спросит читатель. Где деньги, которые рыбинсие автолюбители платили и продолжают платить в качестве налогов? Где нефтяные акцизы и федеральные субсидии, ранее выделяемые на дороги во всей области?
Они есть. И дорожный фонд, и субсидии, и даже планы на ремонт. Более того, в этом году даже штрафы за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения будут использованы в качестве дополнительного источника дорожного фонда Ярославской области, по планам — около полумиллиарда рублей. Но изменилась концепция распределения денег. Об этом еще осенью прошлого года сообщал председатель регионального правительства Александр Князьков:
– Новая дорожная стратегия исключает бессистемный подход к строительству и ремонту дорог в Ярославской области. Приоритет мы планируем отдавать опорной сети дорог, которая является скелетом региона, соединяет основные города и связывает нас с соседними областями, обеспечивая экономическую стабильность.
Региональное правительство выделило 9 наиболее проблемных направлений, на которых 268 километров — особо изношенные участки. Это дороги Ярославль-Рыбинск, Ярославль-Углич, Ростов-Углич, Калязин-Рыбинск-Пошехонье-Череповец, Пошехонье-Череповец, Пошехонье-Данилов-Ярославль-Любим, Ивановское направление и Первомай-Любим.
Кроме этого, из дорожного фонда прекратили финансировать ямочный ремонт в пользу полной замены дорожного покрытия. Стратегическая цель понятна — выгоднее сделать новую дорогу один раз, чем каждый год заливать на ней ямы. Тактические результаты Рыбинск увидит уже в этом году. И, очевидно, они не порадуют ни владельцев автомобилей, ни водителей пассажирского транспорта по вполне очевидным причинам — смена дорожного покрытия на всех проблемных улицах Рыбинску явно не грозит, но и ямочный ремонт будет проведен в очень ограниченных объемах.
Помимо всего этого сократился и сам дорожный фонд 2015 года — на 700 млн рублей. Но есть и хорошие новости. 530 млн из федерального бюджета Ярославская область получит на развитие сети автомобильных дорог.
– Эти деньги область направит на строительство и реконструкцию дорог, — говорит сегодня губернатор Сергей Ястребов. — Я дал поручение председателю правительства представить конкретные предложения по использованию этих средств, особое внимание уделив качеству и выполнению работ в срок.
Из официальных источников известно, что всего в 2015 году в Ярославской области планируется отремонтировать 47 км дорог и шесть мостов длиной 82,5 погонного метра на общую сумму 3.3 млрд рублей. В целом же в распоряжении дорожников окажется порядка 4.3 млрд рублей.
На трассе Ярославль-Рыбинск предусмотрен капитальный ремонт двух участков, всего 5.6 километра. Еще 3.7 км должны отремонтировать на дороге Углич-Ростов, 4.7 км — Пошехонье-Данилов и т.д.
А Рыбинск… На что может рассчитывать Рыбинск, если все больше денег и полномочий уходят в регион? В хорошее время город получал на дороги по полмиллиарда рублей. В 2014 году финансирование из областного бюджета составило 153 млн руб. Еще 38 млн потратил на дороги рыбинский бюджет.
Еще в 2012 году глава Рыбинска Юрий Ласточкин посчитал, что для того, чтобы полностью привести в нормальное состояние все городские магистрали, организовать достаточное количество стоянок автомобилей, решить проблему с дорожной разметкой, освещением, дорожными знаками, городу необходимо пять миллиардов рублей на два-три года.
Тем временем в региональной казне 2015 года на субсидирование ремонта и содержания дорог муниципальной собственности в областном бюджете заложено всего 600 миллионов рублей. С привлечением муниципальных средств софинансирования в текущем году планируется отремонтировать 100 километров дорог местного значения.