Чтоб вставить ссылку, используйте html-тег:
<a href="http://адрес_ссылки">текст_ссылки</a>


Обзор
21 июля 2019 в рубрике «Однажды в…»

Дерево в городе: правда и мифы

Все любят деревья. Все готовы их защищать от вырубки и стрижки. И даже если пилят дерево у окон жилого дома, непременно появятся желающие о нем погоревать.

Между тем в недалеком прошлом — в 19 — начале 20 века — деревьям в Рыбинске было отведено гораздо меньше места на улицах и больше — в парковых зонах.

Посмотрите на Крестовую улицу на переломе столетий. Здесь не было место зелени. Как не было места цветам, траве, открытой земле. Наши предки серьезно следили за внешним видом Рыбинска. И не сажали на улицах деревья, чтобы они не заслоняли собой красивые купеческие здания и особенно храмы.

Кроме того, зеленые насаждения и открытая земля — это лишний мусор и грязь, а на содержании дворников не расточительствовали.

Зато деревья росли во дворах, берегах реки, садах и парках. Это хорошо видно на старом фото Рыбинска.

В советское время деревья высаживали вдоль дорог, что было обусловлено появлением автомобильного транспорта.

Современная ландшафтная инфраструктура города отличается более сложными функциональными связями, более подробной интегрированной пространственно-функциональной структурой.

Специалисты говорят, что система рекреационных территорий — парковых зон, городских садов — уже стала частью городского ландшафта, но не основным функциональным элементом озеленения, как это было 50 лет назад.

При строительстве новых жилых микрорайонов современные приемы ландшафтного проектирования и дизайна позволяют создавать природно-искусственный микс зеленых насаждений и жилых строений. На этапе проектирования нового района создается связанная система озелененных транспортных пространств, городских общественных парков, скверов, площадей, пешеходных улиц, набережных, внутренних пространств жилых комплексов и архитектурных объектов. Существует даже такой термин — «зеленая архитектура».

А как быть с исторически сложившимися пространственно-планировочными структурами городов, где четко обозначены исторический центр, высока плотность застройки, охраняется идентичность и художественное своеобразие архитектуры?

В Европе, где в старых центрах нет места деревьям, проблему озеленения решают за счет бережного отношения к уже существующим зеленым зонам. Здесь не просто ухаживают за парками, их постоянно обновляют, вырезая старые ветки и вырубая отжившие свой век деревья. И сажают новые, определенных видов и пород.

Развита система озеленения декоративными кустарниками. Они красивы, не закрывают исторические виды, но также требуют постоянного участия людей. Кустарники стригут, придавая им аккуратные формы, убирают вымершие растения и подсаживают новые.

Раздолье зелени царит в европейских новых микрорайонах и частных застройках. Но и тут деревья сажают определенного вида и максимально защищают дороги и тротуары от земли.

А теперь самый главный вопрос — зачем нам деревья?

Если сегодня на улице спросить об этом любого прохожего, 99 процентов скажут: для чистого воздуха и от шума.

Однако не нужно быть гением, чтобы понять, что это — борьба не с причиной, а с последствиями.

Сократив количество машин и снизив их скорость на дорогах Рыбинска, можно решить экологические проблемы и без посадок деревьев.

Фото — Кирилл Литвинюк

Будут ответы о красоте зеленых насаждений. И с этим никто не поспорит. Однако исторические здания и памятники, которыми Рыбинск так гордится, тоже красивы.

Специалисты в городском ландшафте говорят: не стоит пытаться убить двух зайцев сразу, сажайте деревья не сплошной стеной, а точечно, там, где они не будут мешать эстетическому восприятию архитектуры.

Есть еще одно преимущество городских растений — дренаж почвы. Деревья хорошо выводят в грунт осадки, но они никогда не заменят качественную ливневую канализацию на наших улицах.

Борьба за чистый воздух — это тоже не посадка растений. Одновременное увеличение количества автомобилей и деревьев на дороге — это борьба со следствием, которая будет проиграна выхлопным газам.

Строительство новых дорог не решает проблему пробок: появятся новые дороги — в городе становится больше машин. Передовые архитекторы говорят: в городах будущего не должно быть частных автомобилей. Автомобиль, как частная лошадь с телегой, останется лишь воспоминанием для наших внуков. В городе должно быть больше пространства для людей, а основным городским транспортом станут велосипед и электросамокат.

Поэтому архитектурные эксперты убеждены: озеленение города — это полезный и нужный процесс. Но не забывайте про архитектуру и не пытайтесь решить проблему экологии только за счет деревьев без учета транспортной политики в целом.

А вот что о деревьях говорят экологи: «Отдельно стоящее дерево на бульваре, высаженное туда из питомника, дает 10 условных единиц кислорода. А точно такое дерево, такой же породы и возраста, но в окружении других деревьев, кустарников, с гнездом птицы в кроне и насекомыми, опыляющими его цветы, с травой вокруг, может давать и 20, и 25, и больше единиц кислорода».

Парковые зоны, засаженные деревьями, кустарниками, травой, обжитые птицами и белками, гораздо эффективнее для экологической обстановки в Рыбинске, чем ряд деревьев вдоль Крестовой. Хотя и они могут быть полезными и красивыми. Если подобрать место, высоту ствола и плотность кроны в соответствии с архитектурным обликом улицы и требованиям к чистоте. Согласитесь, никто не хочет ходить по грязным улицам или тратить лишние миллионы на ее непрерывную уборку.

Комментарии

Маша 22 июля 2019 в 21:13

На Крестовой вообще не нужны деревья -там места мало. Может быть - кусты?

рыбинец 23 июля 2019 в 19:48

Вам места мало? Худейте. Эти деревья вседа радовали горожан. Многие соласяться что красивые волосы лучше чем плешь.

читатель 23 июля 2019 в 14:18

Деревья или кусты, цветы нужны везде. Не такая уж у нас архитектурная красота что бы в угоду ей жертвовать зеленью.

Влавасми 25 июля 2019 в 15:54

Безотносительно к Крестовой, город не для деревьев, а для людей. К примеру, на ул. Герцена в начальной, узкой ее части они далеко не в каждом квартале, но во дворах их много. Рядом с нашим офисом растет огромный и роскошный дуб - ни на каком тротуаре такого и быть не может. Хотя есть улицы, изначально построенные широкими (тот же Крещатик - очень зеленый или 9 Мая в Рыбинске).

гость 25 июля 2019 в 21:37

город не для деревьев,а для людей-Дед! совсем башню снесло?

Влавасми 25 июля 2019 в 22:16

Может, тогда всем уехать - и пусть растут деревья вольно и свободно?

гость 26 июля 2019 в 06:56

Не путай гармонь с гармонией.

дихлофос 26 июля 2019 в 07:37

Зачем же всем, только тем кому они мешают)))

Влавасми 26 июля 2019 в 09:02

В городе всегда есть деревья, которые вырубить по разным причинам необходимо. Есть деревья, которые никому не мешают, и есть те, которые украшают город. Только и всего.

Марина Морозова 28 июля 2019 в 00:33

Деревья в городе - непростой вопрос. Сколько было раньше посажено тополей. Выросли быстро. А мусора от них!!! Тополиный пух... Сегодня на многих улицах не деревья - обрубки уродливые. Деревья должны расти на большом пространстве, быть фоном для красивых композиций из деревьев средней высоты и кустарников с оригинальной по форме и цвету листвой, красиво цветущих, которые можно стричь. Это парки, рощи, зеленые "карманы", аллеи, бульвары...Зеленая архитектура - интереснейшее дело для города. Она может менять облик городских кварталов, как мы меняем облик своего сада. От чего-то отказываемся, что-то бережем.

гость 28 июля 2019 в 09:07

Любое благое дело можно выполнить до безобразия плохо.С тополями как и с кукурузой переборщили.Во время цветения они вредны всем и всему.Затрудняют дыхание,забивают фильтра и вентилляцию агрегатов,пожароопасны.Но есть масса других прекрасных и полезных во всех отношениях деревьев и кустарников.

Есть много городоа где улицы и даже проспекты без деревьев и кустарников(старый Арбат в Москве,Невский пр.в Питере...) но они должны компенсироваться парками и скверами. И я полностью согласен с Вами Марина.Деревья и кустарники в первую очередь это легкие планеты(города).

Сергей Сидельников 28 июля 2019 в 12:37

Ландшафтное проектирование - это самое слабое место городской застройки. Причина в отсутствии подготовленных кадров. Этому просто не учат нигде! Урбанизация ушла куда-то в сторону и вернуться не обещала.

Зачем это нужно? Да хотя бы чтобы снизить уровень внутренней агрессии - а вместе с этим и социально-политической напряженности. Ухоженные зеленые насаждения влияют умиротворяюще на настроения людей. И наоборот, унылая архитектура без живой природы вносит внутреннее раздражение.

Преимущество деревьев (в отличие от клумб и кустов) в том, что они практически не занимают пространства передвижения людей. И не аккумулируют в себе грязь. Зато создают тень, которой откровенно не хватает в жаркую погоду летом (особенно в центре города).

Какие деревья выбрать? Тополя кстати не зря сажали при Сталине. После строительства ГЭС город находится в постоянной зоне подтопления и насаждения выбирали для "откачки" подземных вод. Хотя я сторонник лип. Их долго выращивать до зрелого возраста, тут терпение нужно. Но затем они радуют людей... и в общем-то неприхотливы. А неуловимый аромат их цветения в середине лета? На набережной порой можно встретить пожилых людей, собирающих липовый цвет.

Добавить комментарий

Чтоб вставить ссылку, используйте html-тег:
<a href="http://адрес_ссылки">текст_ссылки</a>


Последние записи

22 октября 2019 в рубрике «Однажды в…»
22 октября Денису Добрякову исполнилось 50 лет. Какой он — глава Рыбинска?
22 октября 2019 в рубрике «Новости»
Технический директор ООО «СпецДорПроект» Константин Антонович приглашает жителей Рыбинска к разговору. 23 октября, в среду, в 19 часов, в здании администрации (ул. Рабочая, 1) все желающие смогут задать вопросы и предложить свои варианты организации в Рыбинске транспортного движения
21 октября 2019 в рубрике «Однажды в…»
Информация о строительстве опубликована на сайте Российского фонда прямых инвестиций. В сообщении говорится, что в создание ЦБК в Вологде будут инвестировать суверенный фонд Российской Федерации и суверенный фонд ОАЭ. Соответствующее соглашение было подписано 15 октября
21 октября 2019 в рубрике «Новости»
В Рыбинске, на перекрестке проспекта Ленина и ул. 9 Мая, — новые правила проезда.
20 октября 2019 в рубрике «Однажды в…»
Проблемы города в прямом эфире телеканала Рыбинск 40 обсудили глава Рыбинска Денис Добряков и депутат Муниципального совета Олег Леонтьев
20 октября 2019 в рубрике «Новости»
В ноябре в Рыбинске будет закрыт для посещений Карякинский сад. Сад закрывают для того, чтобы сберечь молодые посадки и подготовить их к зимнему периоду
18 октября 2019 в рубрике «Однажды в…»
Сегодня, 18 октября, предприятие «ОДК-Сатурн» в Рыбинске отмечает день рождения. 103 года назад, в 1916 году, в Рыбинске началось строительство одного из первых в России автомобильного завода «Русский Рено»

Архив