Чтоб вставить ссылку, используйте html-тег:
<a href="http://адрес_ссылки">текст_ссылки</a>


27 ноября 2010 в рубрике «Однажды в…»

Арт-хаус с налетом попсы

Рыбинску однажды здорово повезло. Должна же удача посетить город хотя бы в отдельно взятой микросреде! Вот и посетила. В виде рождения «киномузы». Но — по порядку. Лет шестьдесят назад, точно уже никто и не помнит, разве что сам источник вдохновения, родился в Рыбинске Борис Крейн. А ровно через двадцать лет после своего рождения Крейн подарил городу элитарное кино.

Зритель:

— Тогда, в семидесятых, кинотеатры собирали очереди на любые премьеры, будь то отечественная драма или французский ситком. О войне, о любви, о партийном собрании — нам было все равно, что смотреть. Главное достать билет, и после двадцатиминутной советской документалки окунуться в волшебную атмосферу. В общем, тот образ жизни не предусматривал выбор развлечений.

И в это время Крейн начал привозить фильмы из «малого проката». Три копии на все кинотеатры Союза, и одна из них — в Рыбинске! Это было так необычно, так «элитарно» — ходить «на Крейна». «Ах, — томно закатывали глаза юные барышни, — сегодня в «Современнике» Феллини! И еще скоро приедет Тарковский! И может даже обожаемый Никита!»

Уже потом, спустя годы, помогая Крейну перевозить на санках тяжелые пленочные бабины, мы понимали, что прокатные копии не выдавались ему добрым дядей на складе «Мосфильма» за красивые глаза. Они выпрашивались, выхаживались, выбивались одному ему известными методами. Мы думали — зануд, а он был упорным. И просто любил кино. И еще неизвестно, кому мы больше должны быть благодарны: Феллини за то, что снял «Репетицию оркестра», или Крейну за то, что открыл нам Феллини.

Крейн:

— Началось все достаточно банально: середина 60-х, студенты, портвейн, песни под гитару на стихи собственного сочинения. Назвали мы это клубом поэзии «Современник». Уже потом, закончив РАТИ, я предложил «переквалифицироваться» с самодеятельной рифмы на профессиональное кино. Тогда это было модно — клубы друзей кино собирали любителей кинематографа по всей России. А 11 ноября 1969 года нас пригласили во дворец культуры моторостроителей на молодежный вечер с его обычным сценарием: концерт-кино-танцы. Показали фильм Панфилова «В огне брода нет». И это для нас стало точкой отсчета. На первых заседаниях «Современника» мы смотрели «Земляничную поляну» Бергмана, «Фокусника» Тодоровского, «Андрея Рублева» Тарковского, шедевры Куросавы и Антониони. О том, чтобы пригласить кого-то из великих к себе в гости, даже речи не шло. Кинематографисты казались нам небожителями, общаться с которыми позволено лишь избранным. И только в конце семидесятых мы осмелели. И у нас были Иоселиани, Норштейн, Хржановский, Осепьян с запрещенным тогда «Ивановым катером». Самые яркие воспоминания оставили Андрей Тарковский, Сергей Соловьев, Кира Муратова, Никита Михалков, Марлен Хуциев, Юрий Щикочихин, Кшиштоф Занусси…

Зритель:

— Как-то так получилось, что Крейн сегодняшний и Крейн из прошлого века вместе с его «Современником» стали двумя разными половинками. Да, они складываются в целое и все еще напоминают ту «киномузу», которую мы видели сначала в зале «Авиатора», затем в полуподвальных клубных комнатах и на экранах местных телеканалов. Сегодня в гости к «Современнику» едут не только Арбатов с «Чудо» и Пускепалис с «Как я провел этим летом». Сериальные режиссеры и актеры вносят в жизнь местных кинолюбителей легкий попсовый оттенок. Что это? Дань моде? Или просто арт-хаус занял свое привычное место на задворках массовой киноиндустрии?

Крейн:

— Недавно Алексей Федорченко сказал, что в России изготовлено 12 копий его фильма «Овсянки». Всего 12 на все кинотеатры нашей необъятной страны! Во Франции — в два раза больше. Вот вам и арт-хаус. Он был, есть и, наверное, будет искусством «подполья». Ну, или, если хотите, элитарным. А значит — для избранных. Конечно, хочется сохранить атмосферу высокого искусства. Но мы все время вынуждены мириться и приспосабливаться. Я могу хотеть сколько угодно, а жизни заставит выбрать то, что возможно. Да и что плохого в знакомстве с Евгением Серовым, автором сериала «Подкидной»? В конце концов, снимали его в Рыбинске и Тутаеве. Но если говорить начистоту, серьезный удар «Современнику», как бы это ни звучало, нанесло законодательство. Говорят: нет худа без добра. Я скажу: нет добра без худа. Для публичных кинопоказов, к которым относятся и просмотры фильмов в «Современники», нужны прокатные удостоверения. Они нам и нашим зрителям не по карману. Аренда приличных залов, афиши, реклама… В общем, сейчас мы, дабы не иметь претензий со стороны правоохранителей, собираемся «не публично». По сути, как в студенческие времена. Только уже без портвейна. Но планов, тем не менее, много. Ждем в гости Светлану Проскурину, получившую главный приз на Кинотавре. Обязательно приедет «сериальный» Евгений Серов — он наш земляк. И самый грандиозный проект — «100 лучших фильмов». Но о нем пока говорить рано, как бы не сглазить.

Рыбинск. Борис Крейн

Комментарии

Добрый зять 21 декабря 2010 в 20:46

Некоторые из современной молодежи с тоской в глазах рассказывают своим сверстникам, кто такие Стругацкие, что такое Рэй Чарльз, как это - смотреть фильмы Тарковского. А сил рассказывать и призывать - уже нет)

Видимо надо было родиться в 50-е...

Юлия Муратова 21 декабря 2010 в 21:56

Добрый зять. Молодежь разная. Не тоскуйте! Кто-то читает качественную литературу, смотрит концептуальное кино и слушает классику и этнический джаз. И эти кто-то не сплошь старики, уверяю вас!

Сергей Анатольевич 21 ноября 2023 в 00:42

А теперь эта молодежь в Рыбинске?

vllenin 22 декабря 2010 в 16:26

Не все так печально. Можно открыть некоммерческую организацию, члены которой будут проводить экспертизу артхаусу, а сборы пустить не на покупку билетов, а на удовлетворение уставных задач и целей. Правда без регистрации с улицы никого не пустишь.

Добавить комментарий

Чтоб вставить ссылку, используйте html-тег:
<a href="http://адрес_ссылки">текст_ссылки</a>


Последние записи

28 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
Тепло в Рыбинске начнут отключать 6 мая. Распоряжение подписал глава Рыбинска Дмитрий Рудаков
24 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
Перевозчики определены на все рыбинские маршруты
20 апреля 2024 в рубрике «Новости»
В 90-е года работал первым заместителем главы администрации Рыбинска
20 апреля 2024 в рубрике «Новости»
Киноклуб «Современник» представляет 24 апреля
19 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
Такой же, как город потерял в пожаре в 2011 году
10 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
События Первой мировой подчеркнули значение Рыбинска, как важного транспортного узла России...
9 апреля 2024 в рубрике «Новости»
В первой партии Рыбинск закупил 12 тысяч пакетов. Стойки устанавливают в Волжском парке. По мере необходимости дворники будут добавлять пакеты на стойки

Архив