Последние зимние дни киноклуб «Современник» посвящает Вадиму Абдрашитову. В среду, 26 февраля, в 18:00 в ОКЦ Рыбинска будет показан его фильм «Армавир». А в субботу, 29-го, в 16:30 предстоит творческая встреча с режиссёром.
Согласно определению известного критика, творчество Вадима Абдрашитова есть «скан советской цивилизации». Однако оно до сих пор не утратило актуальности, ибо смена политической риторики не изменила сути. Сами названия его фильмов, поставленных по сценариям Александра Миндадзе, звучат, как заголовки очерков на социальную тему: «Слово для защиты», «Поворот», «Охота на лис» — хотя последнее имеет дважды переносный фильм. Зато следующее — «Остановился поезд» (1982) — символизирует целую эпоху застоя, если вспомнить, что в 1920-х комсомольцы пели: «Наш паровоз вперёд летит, в коммуне остановка…» Увы, остановка случилась совсем на другой станции. Впрочем, метафорический экипаж стоял не так уж долго.
В 86-м произошло реальное крушение круизного лайнера «Адмирал Нахимов», что послужило импульсом для очередной работы Миндадзе-Абдрашитова. Корабль в фильме, да и сам фильм — едва ли не последний, созданный в СССР в год его распада — называется «Армавир». Вместе с Союзом рухнул прокат, так что картина тогда не дошла до зрителя. Несмотря на катастрофическую завязку, это не фильм-катастрофа, где обычно живописуют подробности происшествия. Кто-то определил его жанр как «сюрреалистическую драму». Два человека (их играют С.Колтаков и С.Шакуров) мучительно ищут одну девушку, которая оказалась на судне, не значась ни в каких списках. Что с ней стало? Что происходит с каждым из них? — или из нас?! Действие не подчиняется обыденной логике и вместе с тем потрясает ощущением неодолимого рока…
Исчерпывающие ответы зрители получат спустя три дня, в субботу, 29-го, когда в гости к «Современнику» приедет Вадим Юсупович. К тому же, он привезёт упомянутую «Охоту на лис» (1980), центральную работу раннего периода. Название её идёт, естественно, не от стрельбы по рыжим хищницам, а от технического вида спорта, да и спортивные состязания здесь не играют особой роли. Авторы впрямую сталкивает образцового рабочего, спортсмена-разрядника (В.Гостюхин) с неприкаянным, непонятным ему подростком (И.Нефёдов). Еле одолев цензурные препоны, фильм был увенчан призами XXV МКФ в Сан-Ремо. Очевидно, в ходе встречи разговор, пойдёт и об этих двух картинах, и о других творениях мастери, и обо всём, что волнует нас сегодня.