В глазах иногородних, будь то отечественный турист или федеральный чиновник — Рыбинск как калейдоскоп. Склеенные из осколков информации картинки меняют одна другую. Они могут быть яркими и близкими к реальности: авиация, Волга, рыба, купцы, бурлаки…
Однако общего восприятия города у большинства не существует. Тем временем в числе этого большинства — именно те, от кого зависит наше будущее благополучие –деньги, на которые можно строить школы и дороги, ремонтировать детские сады и дворы, заботиться о спорте, образовании, культуре, ЖКХ, словом, развивать Рыбинск вместе с его инфраструктурой.
Рассчитывать на помощь людей, не имеющих целостной картины города, довольно трудно. Поедет ли к нам турист, если даже бренд Рыбинска четко не определен? Станет ли заниматься городом высокий чиновник, когда он с трудом припоминает, на каком расстоянии от Москвы находится Рыбинск? Выберет ли наш город для работы квалифицированный специалист, если он может не знать о существовании здесь десятка успешных предприятий?
Идею создания единого образа территории, привлекательного для всех, включая и самих горожан, трудно назвать оригинальной. С той или иной долей энергии к ней приступали в разные годы. Но сегодня, похоже, настал момент, когда теория начала стирать грань с реальностью. В Рыбинск приехали практики. Не просто архитекторы, которые видят красиво, и не только экономисты, которые строят планы и прогнозы. Московский институт «Гипрогор» занимается стратегическим управлением развития территорий. А Центр экономики инфраструктуры обеспечивает методическое сопровождение инфраструктурной и пространственной политики и обоснование проектов городского развития.
Что такое Рыбинск?
Москва работает мощным пылесосом. В том числе и в Рыбинске. В первую очередь она засасывает в себя специалистов с высшим образованием, продуктивных и креативных людей, способных рождать идеи и воплощать их в реальность.
Денис Добряков приводит цифры: за 25 лет город потерял около 50 тысяч человек. Это не просто много. Это, по сути, городская демографическая катастрофа, остановить которую невозможно привычными методами планирования.
— Нужен не просто генеральный план развития Рыбинска, — говорит глава. — Нужна градостроительная политика. Что такое Рыбинск? Самый мощный в области промышленный центр с огромным потенциалом. Государство декларирует: надо поддерживать тех, кто создает промышленную мощь страны. Однако политика налогообложения не позволяет рассчитывать на промышленность и ее налоги. Какие усилия нам прилагать, и какие точки их приложения станут самыми эффективными, чтобы остановить негативные городские процессы?
Этот вопрос рыбинский глава задал на круглом столе с градостроителями, экономистами, архитекторами, инвестиционными консультантами — теми, кто так или иначе связан с перспективным развитием города.
— Рыбинск как корабль, который не знает, куда плывет, — говорит генеральный директор института «Гипрогор» Михаил Грудинин.
«Гипрогор» — организация, исторически связанная с нашей территорией. Еще в советский период специалисты института разрабатывали генеральный план для города. Грудинин делится впечатлениями о современном Рыбинске:
— Мы видим, как стремительно меняется город внешне. Красная площадь, Волжская набережная, новый причал, новая транспортная схема — все это признаки развития. Если продолжить тенденцию, она повлияет на менталитет горожан и бизнес-восприятие Рыбинска, создаст пространство для инвестиций, идей и их воплощения.
Михаил Грудинин не плещет оптимизмом. Восстановление старого центра — дело хорошее, но далеко не единственное, связанное с развитием.
— Я считаю, Рыбинску нужно сделать упор на три фактора, — объясняет директор. — Создание сильного научно-образовательного центра, позиционирование на внешнем рынке и увязка стратегии развития с инвестиционным планированием.
Кампус поможет городу выиграть в конкурентной борьбе за кадры уже тем, что в Рыбинске существует реальная возможность трудоустройства. Предприятия госкорпорации «Ростех» и концерна «Калашников» буквально стонут от дефицита квалифицированных специалистов. Грудинин считает вероятным объединить усилия РГАТУ с вузами, имеющими высокий авторитет. Например, МАИ.
— Наличие сильного технического университета позволит получить еще один градообразующий центр развития Рыбинска, — объясняет он идею.
На внешнем рынке Рыбинск проигрывает конкуренцию по простой причине слабого позиционирования. По словам эксперта, наш город использует каплю в море виртуальных возможностей, теряя не только кадры и туристов, но и упуская финансовые шансы — бизнес, инвестиции, федеральные программы.
Проблема второго города
— На наш взгляд, власть и местный бизнес должны серьезно менять свою повестку, — говорит Михаил Грудинин. — Одного генплана мало, даже если он качественно выполнен. Стратегия территориального планирования должна быть увязана с инвестиционными перспективами.
Инвестиций добиваются разными методами. Эксперт приводит пример Казани с празднованием тысячелетия, молодежной олимпиадой, другими событиями, создающими точки роста и провоцирующими инвестиционную активность.
Конечно, Рыбинску сложнее придумать серьезный повод для концентрации внимания внешней среды.
— Рыбинск — крепкий середняк, который преследует проблема вторых городов, — объясняет Грудинин. — Для создания агломерации с Ярославлем он находится слишком далеко от областного центра, при этом не попадает в разряды ни миллионников, ни моногородов, которые поддерживает федеральный бюджет. Но сильный промышленный и кадровый потенциалы делают его отнюдь не безнадежным.
О поиске ниши для Рыбинска, которая позволит совместить статус города с интересами федерации и возможностями инвесторов, говорит и Владимир Косой, президент Центра экономики инфраструктуры:
— Вариантов для города много. Можно включиться в государственную программу расселения северных районов страны — Рыбинск вполне может принять северян и получить федеральную поддержку. Создание рекреационной базы для отдыха богатых москвичей и жизни уставших от работы миллионеров — примером может служить «Бухта Коприно», а присутствие в Рыбинске делает эту возможность обоснованной.
Владимир Косой дает практические советы. С чего начать? С брендирования территории. Авиация и Волга — вот что может стать отправными точками для создания образа города для туристов и инвесторов.
— Волга для Рыбинска — это туризм и судостроение, — объясняет эксперт. — С судостроением все понятно — это заводы, объединенные концерном «Калашников». А туризм для Рыбинска — не в смысле познаний, а в качестве событий. Туризм одного дня. Надо реально оценивать свой потенциал.
Знатоки плюс эксперты
Яхтенные стоянки, перспективы малой и гидроавиации — такие возможности для привлечения гостей используют другие города России и Европы. Где Рыбинску взять деньги, чтобы реализовать хотя бы часть идей?
— Финансировать за счет кредитов, в том числе бюджетных, можно текущую деятельность, — считает Владимир Косой. Для развития существуют федеральные программы.
— Именно поэтому нас интересует не только генеральный план Рыбинска, но и помощь во вхождении в федеральные программы. На нашей территории — много объектов, которые могут стать привлекательными и для рыбинцев, и на внешнем рынке. Мы не можем их потянуть за свой счет, поэтому планировать что-то новое без поддержки нет смысла, — первый замглавы Дмитрий Рудаков практично смотрит на финансовое положение города. Он считает, что в работе нужно полагаться на профессионалов. — Наши сегодняшние гости — знатоки и эксперты. Они знают не только варианты развития территорий, но и способы финансирования проектов. Для нас это первый шаг, установочная встреча. Мы готовы к сотрудничеству.
Готовы к совместной работе и столичные специалисты.
— Это может быть общественная площадка — стратегический совет, где мы выступим сомодераторами, — рассказывает Михаил Грудинин. — Мы можем привлекать к обсуждению инвесторов, федеральные министерства, обсуждать детали. А продумав стратегию, можно определяться со статусом города — что такое Рыбинск? Моногород? Территория опережающего развития с особым налоговым режимом?
— Мы подтягиваем к себе людей, которые могут повлиять на формирование облика Рыбинска в федеральных структурах, ищем ответ на вопрос: что еще можно сделать, чтобы город стал популярным, привлекательным, комфортным? Наша стратегия должна быть не только градостроительной, но и инфраструктурной, — подводит итог разговора глава Денис Добряков. — Мы прошлись с гостями по городу — изменение в понимании российской глубинки уже есть. И есть осознание желания развивать такие города, как Рыбинск.
Глава ставит цель — показать город с возможностями, удобным для инвесторов, интересным для туристов, доступным с точки зрения трафика, в том числе транзитного.
— Почему в Питер едут через Тверь, а не через Рыбинск? Что нам нужно сделать, чтобы об удобной трассе заговорили на федеральном уровне? Как привлечь внимание тех, кто смотрит на карту свысока? Инвесторов и туристов — к архитектурным ансамблям города? — задает вопросы Денис Добряков. Ответы он знает, но без помощи лоббистов ему обойтись не удастся. — Рыбинск должен звучать в федеральной повестке, работать по государственным программам. При этом нужно активно привлекать внимание частных инвесторов. Любое наше движение может вызвать цепную реакцию, главное — выбрать правильное направление. Первый опыт мы получили. Гуманитарное взаимодействие с дагестанским Каспийском уже перешло в предпринимательскую плоскость. Любой новый контакт Рыбинску полезен. Тем более с заинтересованными специалистами, готовыми предложить городу стратегии развития.