В декабре прошлого года ЦИК утвердила расходы на выборы президента. Они составят рекордные 17.69 млрд рублей из бюджета.
Выборы 2018 года станут самыми дорогими в истории постсоветской России. По данным РБК, в 2012 году президентская кампания обошлась государству в 10.37 млрд рублей, в 2008-м — в 4.93 млрд, а в 2004-м — в 2.56 млрд, в 2000 году — 1.4 млрд.
Для полноты картины можно указать утвержденные на эти годы доходы федерального бюджета: 2000 год — 1 103.2 млрд рублей, 2004 — 2 742.9 млрд, 2008 — 7 443.9 млрд, 2012 — 11 779.9 млрд, 2018 — 15 257.8 млрд.
От 70 до 80 процентов денег, запланированных в этом году, пойдет на оплату труда сотрудников избирательных комиссий.
10-20 процентов потратят на информационную работу, 3-5 процентов — на транспорт, 1-2 процента — на изготовление бюллетеней.
Видеонаблюдение на выборах финансируется отдельно через подрядчика — Ростелеком. Размер затрат на организацию прямых трансляций — 2.7 млрд рублей.
Контракт на разработку логотипа к президентским выборам 2018 года обошелся бюджету в 37 миллионов рублей. Подрядчиком было предложено 77 вариантов макета.
Кроме того, в организацию выборов вкладываются регионы. Бесплатный проезд 18 марта в общественном транспорте, околовыборная работа с целью повышения явки и прочие мероприятия — все это стоит денег, количество которых не разглашается.
Так, остается загадкой, сколько составят расходы на бесплатную работу в день выборов муниципального ПАТП-1 и кто их компенсирует в Рыбинске. Или организацию телефонного обзвона избирателей с записью голоса губернатора Ярославской области, приглашающего на избирательные участки. Или работу врачей на избирательных участках по измерению давления и консультациям?
Сколько стоят бюллетени и карточки со штрих-кодом, напечатанные для голосования по региональной программе «Решаем вместе»? Работа по рекламе этого проекта может вызвать много вопросов. Сколько человеко-часов, оплаченных из городского бюджета, потратили рыбинские чиновники на проведение собраний в микрорайонах Рыбинска? Какие ресурсы потребовались для создания эскизных проектов? Сколько дворов можно отремонтировать на деньги, потраченные на рекламу?
Кто финансирует раздачу призов в конкурсе селфи? Продажу пирожков по цене ниже себестоимости? Сколько времени, а значит, и денег, было использовано на продвижение проекта «Решаем вместе» в муниципальных предприятиях и учреждениях? Плюсом можно посчитать деньги государственных и частных компаний, включенных в работу по повышению явки.
Общий финансовый итог бюджетных и внебюджетных расходов на выборы президента 2018 года вряд ли нам будет известен. Но с учетом известных цифр и фактов можно уверенно сказать: они космические.
Кстати
16 марта глава ЦИК Элла Памфилова рассказала о большом числе нарушений при проведении предвыборной агитации, жалобы на которые поступают из регионов.
— Я думаю, по некоторым аспектам наше терпение лопнуло, там будут довольно серьезные выводы, — заявила она на заседании комиссии.
Всего в ЦИК поступило 5.5 тысяч обращений с жалобами на нарушение правил агитации.