Два миллиона рублей на строительство школьных спортивных площадок в Рыбинске, пять миллионов — на газификацию поселка Никольское Ростовского района, еще столько же — на энергосберегающие уличные лампы для Борисоглебского района, 459 млн — увеличение дорожного фонда…
Таков итог заседания комитета по бюджету, налогам и финансам Ярославской областной Думы, состоявшегося на прошедшей неделе.
— Проект изменений в Закон Ярославской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» внес в Думу губернатор, — рассказывает председатель комитета Владимир Денисов. — Он подготовлен в связи с необходимостью корректировки доходов и расходов области с учетом решений федеральной власти по предоставлению средств федерального бюджета. И здесь надо понимать, что, с одной стороны, областная казна испытывает определенные трудности в доходной части, с другой — Бюджетный кодекс обязывает сдерживать дефицит в рамках пяти процентов. При этом существуют защищенные статьи расходов и масса болевых точек в муниципальных образованиях, которые тоже требуют бюджетных денег.
Комитет согласовал увеличение доходов областного бюджета в 2015 году на 778,9 млн рублей в основном за счет безвозмездные поступления из федерального бюджета. Одновременно увеличиваются и расходы почти по всем социальным статьям. При этом дефицит составит 2 865,5 млн рублей.
— Не все предложения нашли поддержку депутатов, — говорит Владимир Денисов. — Увы, это неизбежность. В условиях дефицита финансовых ресурсов область не может обеспечить все проекты развития, главным становится обеспечение обязательных статей расходов.
Из числа поправок, не прошедших согласование комитета, — предложение депутата Ильи Осипова о выделении 110 млн на капитальный ремонт учреждений здравоохранения. При его обсуждении мнения разделились, и речь даже зашла об отклонении всего проекта бюджетных изменений.
— Однако здравый смысл возобладал, — говорит Владимир Денисов. — Проект губернатора комитет рекомендовал принять областной думе. Почему отказались от предложения Ильи Осипова? Потому что таких нужных, хороших, правильных предложений много, а денег в бюджете мало. Во многих случая область рассчитывает на дальнейшую поддержку федерального бюджета. Иногда депутаты решают проблемы сами, за счет денег, которые выделяются на их избирательные округа. Например, мы с Валентином Журавлевым направили 9.5 миллиона на ремонт инфекционного отделения рыбинской больницы №2, и уже объявлен тендер на эти работы. По 500 тысяч выделили на ремонты драмтеатра и ОКЦ в Рыбинске, помощь из наших депутатских фондов получают общеобразовательные и музыкальные школы, детские сады в наших избирательных округах.
Но «депутатских миллионов» на все рыбинские проекты не хватит. И областной бюджет пока не готов финансировать многое из того, на что рассчитывал Рыбинск. Например, откладывается на будущее строительство новой школы за Волгой.
— Вполне вероятно, что строительство начнется в будущем году, — считает Владимир Денисов. — Как бы Рыбинску ни хотелось приступить к работам сегодня, на софинансирование проекта в городской казне денег нет. Тем временем в этом году принята федеральная программа, по которой в области, в том числе и в Рыбинске, строятся детские сады. Есть реальная вероятность аналогичной программы по развитию школьного образования на 2016 год. На нее область и рассчитывает.
В чем преимущество работы по государственным программам? Финансирование можно получиться сразу в достаточном количестве.
— Проект школы на ул. Тракторной в Рыбинске суперсовременный, — говорит председатель комитета. — Это будет действительно прорыв в образовании, таких школ еще нет в Ярославской области. И теперь представьте себе, что из одного миллиарда рублей, которые нам необходимы на это строительство, мы получаем по 100 тысяч в течение десяти лет. Маловероятно, что мы увидим качество при таком долгострое. А с учетом роста цен проект вообще становится сомнительным. Поэтому областное правительство рассчитывает войти в федеральную программу и построить школу в максимально короткие сроки. Одновременно мы рассматриваем возможность строительства школы в рамках государственно-частного партнерства — эта форма сотрудничества власти и бизнеса я считаю перспективной. А бюджету сегодня нужно сосредоточиться на дорожном строительстве, обеспечении населения лекарственными препаратами, детским питанием — выполнять социальную функцию бюджета в полном объеме.
Однако неудовлетворенность тем, что приходится отказываться от нужных Рыбинску проектов, остается и у Владимира Денисова, и у других рыбинских депутатов. Областных. Потому что городские избранники не включились в процесс отстаивания интересов Рыбинска на областном и федеральном уровне. Тем временем существует опыт работы предыдущего состава депутатского корпуса, который под руководством главы Рыбинска Юрия Ласточкина очень активно добивался для города дополнительных денег. И результат командной работы видели все жители Рыбинска.
Инициировать отмену прямых выборов рыбинского главы, жаловаться на нехватку денег, мериться силами с администрацией — пока это те немногие «достижения», которыми может похвастаться Муниципальный совет Рыбинска второго созыва.
— Конечно, мы надеемся на конструктив в работе городских депутатов, — говорит Владимир Денисов. — Рано или поздно они должны понять, что необходим диалог, поиск компромиссов и желание работать всем вместе для Рыбинска и его жителей. Если не поймут — нам, областным депутатам, будет сложней, но мы справимся.