Автор — о себе
Летчик Дальнего Плавания или Дмитрий Шамильевич Сетдиков. 29 лет. Родился и живу в прекрасном городе Рыбинске. Учился в Рыбинском речном училище, окончил Высшую Морскую академию имени Макарова в Санкт-Петербурге.
В море с 2014 года. Работаю на морском балкере, сейчас — второй помощник Капитана. Занимаюсь навигацией, прокладкой маршрута, картами, а так же заведую медициной. Два раза обогнул земной шар по морю и по небу.
Дома ждут меня любимые жена и дочка, и, конечно, мама Елена Юрьевна и отец — Александр Евгениевич Сетдиков, которым я благодарен за воспитание и любовь к жизни.
Обожаю полеты и все, что с ними связано, летаю на параплане, учусь пилотировать на спортивном самолете Як-52. Увлекаюсь радиоуправляемыми моделями самолетов и аэрофотосъемкой.
Люблю путешествовать и кататься на мото, веселые компании и преданных друзей. Люблю творчество. Пою, играю на баяне, на гитаре. Пишу стихи и песни.
А! Забыл самое главное — скромный!
Шторм
Записки моряка
Привет, мои любимые! Пока за бортом тишина, пришло время поведать вам еще одну незабываемую историю недавнего дальневосточного шторма. Многие спрашивают, а видел ли ты настоящий шторм? Видеть можно на картинке, а я в нем побывал. Памперсы надели? Понеслись!
Вот оно, первое, стоит признать — долгожданное — утро, когда мы можем спокойно передвигаться по судну и нести вахту. Этой ночью Посейдон смилостивился над нами и позволил выбраться из настоящей… ну, вы и сами знаете.
А дело было так. Два дня назад началась моя вечерняя вахта. Все как всегда. Получил инструкции от Капитана — держать судно носом на волну и звонить ему в любой непонятной ситуации. Ветра почти не было, на море непривычно тихо. Никто даже не догадывался, что это всего лишь затишье перед настоящей бурей.
20:30. От Находки получено сообщение о незначительном усилении ветра. В таком случае мы просто добавляем оборотов двигателя и стараемся идти строго на ветер, так судно более устойчиво к волнению.
21:00. Скорость ветра превысила 15 метров в секунду, что является первым признаком ухудшения состояния моря. Скоро вырастут волны, а вслед за ними увеличится высота свэла. Свэл — это длинные волны с большой амплитудой качения, которые возникают после длительного сильного ветра или проявляются как остаточное явление после мощного шторма где-то в море. Подходя к берегу, они приобретает весьма внушительные размеры.
21:20. Двигатель уже работает на половину своей мощности, команда чувствует небольшие толчки, которые можно сравнить с началом землетрясения. Капитан на мосту. Ветер усилился еще на 5 метров в секунду. Мы перешли на ручное управление, и теперь главная задача — удержать судно против ветра и не дать ему свалиться с волны, повернуться к ней бортом.
21:40. Приборы фиксируют ветер силой 25 метров в секунду. На суше такой шквал с необычайной легкостью валит деревья, сносит крыши и рекламные щиты.
Рулевой, вытирая пот со лба, старается не упустить момент и не дать судну отклониться от курса более чем на 2 градуса, но при высоте волны в два и более метра рысканья судна не избежать…
21:55. Ситуация развивается стремительно и далеко не в нашу пользу.
За штурвалом пыхтит рулевой, в машинном отделении несет постоянное наблюдение вахтенный механик.
И вот он, момент, который сделал наши два дня и две ночи незабываемыми!
22:00. Рулевой докладывает мне, что судно не слушается руля, руль переложен полностью на борт, но наш «аэродром» продолжает поворачивать в противоположную сторону. Взгляд на гирокомпас — градус, два, три…
Судно набирает скорость поворота и вот-вот выйдет за пределы нужного направления. Волны начинают бить в борт и, как игрушку, раскачивают судно. Без команды Капитана двигателем управлять запрещено, но выхода не было, беру телеграф и ставлю двигатель в режим полного хода. Команда на руль, hard to port! Держать полный налево! Звонок Капитану — не берет трубку… Еще звонок — нет ответа…
Ветровые показатели зашкаливают: 55 узлов и примерно двадцать восемь метров в секунду. Двери на мост закрыты, но ветер пробивает щели и свистит так, что не слышно, как работает двигатель.
На мост врывается Капитан и сходу командует: «Вывести двигатель на максимум!» Уже выведен! «Переложить руль на борт»! Переложен! Судно срывается с боковой волны, но следом прилетает следующая, крен бешенный, с полок улетают все папки, а все, что было не закреплено, катается по палубе. Но нам не до этого, пытаемся развернуть судно на ветер. Разгоняемся до максимума, резко закладываем вправо, судно разворачивается, но ветер в 55 узлов давит на высокий борт с такой силой, что за каких-то десять градусов до нужного курса нас снова выталкивает и разворачивает бортом к огромной волне.
После трех попыток, с трудом удерживаясь на ногах, Капитан принимает решение встать кормой к ветру, лишь бы избежать экстремальным кренов…
22:30. Ветер беспощадно гонит нас в самую пучину моря, двигатель на самых малых оборотах, но скорость судна в семь узлов говорит нам о том, что каждый час мы приближаемся к самому центру тайфуна, который образовался в Японском Море и движется на Японию. Оттуда приходит новая сводка погоды. Жесть… Впереди ветер до 60 узлов, высота волн до 6 метров, высота свэла до восьми метров.
Это можно сравнить с настоящим смерчем. Мы находимся на его краю, и холодный фронт, который сопровождает такие явления, прижимает нас, все больше вталкивая в эпицентр событий.
23:30. Деваться некуда, надо срочно еще раз постараться развернуть судно и лечь на обратный курс. Делаю объявление по громкой связи: «Attention all crew. We»ll start turning. Please secure all equipment in yours cabins and be careful! Внимание, экипаж! Мы начинаем делать разворот. Закрепите все оборудование в каютах и будьте осторожны!».
Двигатель снова на предельный режим. Руль права на борт. Судно встает бортом к волне и снова получает пару тройку хороших пощечин, кренометр показывает крен до тридцати градусов. Здесь надо пояснить, что «тридцатник» для такого большого суда — это тот крен, при котором на палубе уже не устоять, приходится постоянно за что-то хвататься, чтобы не уехать. А при высоте нашей надстройки в пять этажей инерция этого наклона настолько велика, что судно замирает в крайней точке и только через пару секунд неохотно начинает возвращаться в вертикальное положение и снова заваливается на бок. Ощущения не из самых приятных…
За 10 градусов до нужного курса ветер упирается в борт и всей своей силой выталкивает нас обратно…
04:00. Капитан не покидает моста. Судно жалобно скрипит и пытается бороться с пятиметровыми волнами.
Мы почти в центре тайфуна, который хочет уходить, такое чувство, что он специально дожидался нас, чтобы проверить на прочность. Радиоаппаратура разрывается от бесконечного писка, доставляя все новые сообщения об урагане в Японском Море. Но кто сейчас лучше нас знает сводку — мы ее видим своими глазами.
Кстати, о «видим». При бешеном ветре и волнении появляется так называемый «спрей» — это на морском сленге. От волн подрываются ветром множество капель и летят вверх, за считанные минуты напрочь заплевывая иллюминаторы. А при температуре воздуха в минус шесть по Цельсию тут же превращаются в ледяной панцирь, снижая видимость. Даже обогрев стекол не спасает — вода замерзает гораздо быстрее.
06:00. Вот то, чего мы боялись. Тайфун все-таки ушел вперед, убедившись в нашей смелости, но оставил после себя тот самый свэл — в шесть, а иногда и в семь метров высотой. Длина этой волны примерно сто метров, при такой высоте она с неистовой силой подкидывает двухсотметровое судно на свой гребень и так же легко скидывает его вниз, передавая эстафету следующей, не менее сильной волне. Как ощущения? Лучше не спрашивайте. Словами не передать. Шесть плюс шесть! Двенадцать метров с гребня волны прямое падение вниз и ровно столько же вверх.
«Всем держаться!» — орет Капитан, от души матеря новую волну. В такие моменты, не смотря ни на что, важно сохранять полное спокойствие и четко выполнять команды Капитана. Впрочем, молодежь не боится предлагать ему свои выходы из сложившейся ситуации, потому что одному разрулить такой замес порой очень сложно. Стоит признать, Капитан прислушивается.
08:00. Утро… Даже сквозь замерзшие иллюминаторы видно, насколько реально огромные эти волны. Словно гигантский циклоп детсадовского возраста, балуясь в море, как в луже, выхватывает наше судно, будто пластмассовый кораблик, и бросает его в пучину…
Сводка погоды беспощадна: тайфун уже перепрыгнул берега Японии, но девятиметровый свэл все еще поджидает нас впереди.
Мы пытаемся уйти в зону повышенного атмосферного давления, чтобы дождаться уменьшения ветра, но ради этого нам приходится стоять почти бортом к волне и терпеть все новые пощечины. Заполняем четвертый трюм водой — так увеличиваем осадку судна для большей ходкости и устойчивости.
Капитан уже сутки не уходит с моста, допивая, наверное, третий литр крепкого кофе. Я меняю второго помощника, и в течение моей шестичасовки подворачиваем по пять градусов. Ну вот, уже тараним волну, все-таки побеждая ветер с одной надеждой, что он снова не усилится и даст нам шанс смыться отсюда.
08:00. Снова утро. Прихожу на вахту и не верю своим глазам. Мы идем нужным курсом. А море безмятежное, как невинная девчушка, которая еще вчера пьяная танцевала на стойке в баре, а сегодня просто ни чего не помнит и всех любит…
Этот шторм стал для нас внушительной практикой. Особое внимание — прогнозу погоды, на зубок знать характеристики двигателя и понимать возможности судна.
Кеп отсыпается, кадет расставляет все по местам и убирает осколки разбившейся посуды. Судя по количеству битого стекла за эти два дня, впереди нас ждет невероятное счастье.
Летчик Дальнего Плавания