Чтоб вставить ссылку, используйте html-тег:
<a href="http://адрес_ссылки">текст_ссылки</a>


11 сентября 2015 в рубрике «Однажды в…»

Рыбинск. Смена традиций

Рыбинск — город авиастроителей. Это сочетание слов, многие десятилетия лелеемое рыбинцами, грозит освободить место другому фразеологизму: Рыбинск — город судостроителей. По крайней мере, федеральная повестка все чаще сочетает наш город морской тематикой. И это отнюдь не только судостроительный завод «Вымпел» с его военными катерами, предприятие «Верфь братьев Нобель» с грузовыми судами, «Рыбинская судоверфь» с прогулочными яхтами.

НПО «Сатурн» — до недавнего времени флагман российского авиационного моторостроения — звучит в федеральных СМИ гораздо чаще в связи с необходимостью создания отечественного двигателя для Военно-морского флота России, а авиация становится неким фоном и даже отрицательным примером процесса, идущего вразрез импортозамещению.

НПО Сатурн, Рыбинск

SaM146 — силовая установка, включающая турбовентиляторный двигатель, мотогондолу с устройством реверса тяги, навесное оборудование, предназначенная для нового поколения регионально-магистральных самолетов Superjet 100, с начала двухтысячных является не только гордость рыбинского предприятия, но и самым перспективным его продуктом.

Однако политика порой играет злые шутки с экономикой. Не будет говорить о цепочке событий, приведшей к необходимости замены импортных комплектующих на отечественные. Они очевидны, а отношение к ним может быть разным. Перейдем сразу к результату. Он не радует. По оценке совокупности информации складывается мнение, что программа SaM146 в Рыбинске будет в лучшем случае пущена на самотек. В худшем — просто закрыта за ненадобностью.

Что значит «самотек» для рыбинского НПО «Сатурн»? Коммерческая составляющая силовой установки, создаваемой совместно с французской компанией Snecma, слишком мала, чтобы обеспечить программе развитие. Количество выпускаемых двигателей трудно назвать серийным, а в свете последних событий гарантировать их закупку может стать некому.

По некоторым данным государство теряет на каждой штуке SaM146 около 40 млн рублей. Однако до недавнего времени госчиновников эти затраты не останавливали. Да и бывшее московское руководство рыбинского «Сатурна» не скрывало, что цель программы — не коммерческая прибыль, а некая идеология производства, основанная на обучении российских производителей передовым иностранным технологиям. И тогда наличие иностранного партнера преподносилось как преимущество предприятия.

В 2010 году недавно назначенный управляющим директором НПО «Сатурн» Илья Федоров говорил: «Главную задачу, которую ставит перед «Сатурном» государство при выпуске SaM146, мы уже выполнили. Это, скорее, не финансовые прибыли, которые, безусловно, тоже будут, а решение стратегических задач создания нового двигателя, внедрения новых технологий, нового уровня подготовки кадров».

Однако сегодня убыточность двигателя наряду с его высокой импортной составляющей становится аргументом «против». Зато аргументы «за» появляются у пермской разработки — двигателя ПД-14, модификация которого в будущем сможет заменить авиадвигатель SaM-146.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин говорит об этом, как о принятом решении: перед ПМЗ поставлена «задача разработать двигатель для модернизированной версии «Сухой Суперджет», двигатель тягой в 16 тонн — для дальнейших модификаций самолета МС-21 большего размера».

Российский авиапром в перспективе сможет заменить зарубежные двигатели на отечественных самолетах SSJ-100, МС-21 и вертолете Ми-26, а также создать двигатель для проектируемого российско-китайского тяжелого вертолета, заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин в ходе рабочей встречи с Владимиром Путиным. По словам вице-премьера, уже найдено «одно интереснейшее решение». Создание двигателя требует больше времени, чем разработка самолета,— от трех до пяти лет, заявил господин Рогозин, поэтому необходимо создавать «опережающий задел» на базе Пермского моторного завода (ПМЗ, входит в ОДК). На его мощностях создается семейство двигателей нового поколения на базе унифицированного газогенератора, что «позволит расширить сегмент авиационного двигателестроения с тягой на взлете от 9 до 16 тонн».

КоммерсантЪ сообщает, что «предложение Дмитрия Рогозина отказаться от кооперации с иностранцами выглядит неожиданно. Еще в июне глава сектора продаж корпорации «Иркут» (разрабатывает МС-21, входит в Объединенную авиастроительную корпорацию — ОАК) Валерий Луньков рассказал, что ПД-14 будут устанавливаться при поставке самолета Минобороны и госорганам, а для коммерческих клиентов предусмотрен американский GTS Pratt & Whitney. На SSJ-100 устанавливаются двигатели SaM-146 компании PowerJet — СП НПО «Сатурн» (Рыбинск) и французской Snecma (входит в группу Safran). ОДК, по данным источников «Ъ», обсуждала планы увеличения инвестиций в производство SaM146.

«Речь идет о внесении дополнительного взноса в уставный капитал PowerJet»,— говорит один из информаторов Коммерсанта. Инвестбюджет ОДК в рамках СП оценивается в 2,9 млрд руб., корпорация уже вложила 718 млн руб. Планируется к вложению еще 2,2 млрд руб., в том числе 349 млн руб. до конца года. При этом программа SaM146 — одна из самых затратных у ОДК. В 2012 году на нее выделили 15,8 млрд руб. (рекорд среди запущенных 19 инвестпроектов ОДК), уже освоено 15,33 млрд руб.»

Эти заявления о намерениях ОДК увеличить финансирование рыбинского НПО «Сатурн» были сделаны в июне, а в сентябре Дмитрий Рогозин попросил Владимира Путина изменить структуру расходов в ОПК, совместив технологии в корабельном и авиационном двигателестроении.

В федеральной прессе стало все чаще появляться материалы о замечательной разработке пермских двигателестроителей. Телеканал «Звезда» сообщает, что «на основе двигателей ПД можно создать целую линейку перспективных изделий. Так, семейство этих агрегатов предназначено для установки на самолеты МС-21-200/300/400, а также на Superjet 100NG. Речь идет о ПД-14 (предназначен для перспективного российского самолета МС-21-300 вместимостью 180 пассажиров), ПД-14А (для менее вместительной модели МС-21-200 на 150 человек), ПД-14М (для самой вместительной модификации МС-21-400 вместимостью 210 пассажиров) и ПД-10 (будет устанавливаться на региональные машины Sukhoi Superjet 100NG вместимостью 130 человек)».

Из всей информации становится очевидно, что центр финансирования отечественного авиадвигателестроения плавно перемещается из Рыбинска в Пермь.

А в Рыбинске… Официально сообщается, что рыбинский НПО «Сатурн», помимо военных заказов авиационных двигателей, занят созданием серии силовых агрегатов для морских судов. Эта программа существует на предприятии около десятка лет, правда, работа велась совместно с украинскими партнерами — предприятием «Зоря-Машпроект» в Николаеве. И оказалось, что разработки принадлежат украинской стороне, а отечественные еще только предстоит создавать. И все формулировки сегодня звучат примерно так: в Рыбинске НПО «Сатурн» подготавливает к работе производство отечественных газотурбинных агрегатов для кораблей.

Так останется или нет рыбинский «Сатурн» флагманом российского авиадвигателестроение, а Рыбинск — городом авиастроителей? Конечно, в идеале ответ на этот вопрос хотелось бы услышать от руководства завода. Однако тратить время на попытки получить комментарии рыбинского менеджмента – пустая трата времени. Информация, свободно приходящая с предприятия, — это сведения о принципах «зеленой экономики», к которым стремится «Сатурн», о юбилейном слете молодежи, участии в «корпоративном чемпионате «Объединенной двигателестроительной корпорации» по профессиональному мастерству среди молодых специалистов по стандартам WorldSkills» и т.д.

Тем временем в будущем году НПО «Сатурн» исполняется 100 лет. Будет ли предприятие в Рыбинске отмечать юбилей в статусе авиадвигателестроительного, или в качестве достижений представит обществу двигатели для ВМФ России?

Комментарии

Алексей 11 сентября 2015 в 10:58

Уж слишком кривая аналитика. Сатурн как был авиационным предприятием так и останется, двигатель пд-10 это не аналог сам146, это двигатель для абсолютно другой модификации самолета. От сам146 никто отказываться не собирается, иначе в россии вообще самолетостроения не будет, тк мс-21 очень долгая перспектива, также убытки от сам146 по мере увеличения парка в эксплуатации значительно снижаются, год-два и программа будет в зоне операционной прибыли. Кроме того не забывайте, что Сатурн - это еще и серийное производство двигателя д30, основы втс России и Азии, Сатурн - это авиационные двигатели для бпла, это и участие в программе пд14, где он будет соизготовителем, а часть производства двигателя пс90, будет передаваться в Рыбинск. Показатели деятельности предприятия показывают устойчивую динамику - прирост последние года более 20 процентов ежегодно, и это не благодоря гоз. То что сейчас основной кипишь вокруг Перми, так это временно, у нас то вокруг одних пиар, то вокруг других, главное чтобы работа была.

александр 11 сентября 2015 в 11:01

История предприятия началась с распила бюджетных денег хитрыми французами совместно с алчными российскими бюрократами, похоже, ей же она и закончится.

Андрей 11 сентября 2015 в 16:45

Вот Вы на своих страницах публикуете информацию о "людях Рыбинска": коммерсанты, барыги, представители соцкультбыта. А Вы о людях Сатурна писали? Да любой кто там от десяти лет проработал десят фор любому коммерсанту даст - потому что именно они это те кем нужно гордиться в Рыбинске, именно их труд обеспечивает работу всем коммерсантам Рыбинска, именно благодаря им про Рыбинск знают не только в Ярославской обл, а численность Рыбинска не упала до 100 тыс жителей. О них нужно писать и говорить, ими нужно гордиться...

александр 11 сентября 2015 в 17:29

Ага, а есче доску почета, шо у на пл. имени б. гендеректора НПО была, восстановить :)

Прошли, милай, те времена, теперича надо просто людям платить по их труду, и тады будет чем гордиться.

Прохожий 11 сентября 2015 в 17:33

О НПО Сатурн и людях написано очень много, посмотрите ссылки ниже. Пора бы забыть о орденах и медалях, что кто-то живет за счет завода. Численность завода на сегодня не превышает и 5 % от населения города. Есть ряд предприятий коммерческих, муниципальных, государственных, которые вносят не малый вклад в жизнь города.

Пора отходить от стереотипов, как градообразующее предприятие. Пусть администрация скажет процент доходов в бюджет от существования данного объекта на территории города да еще в его центральной части.

Вот можете почитать:

http://rybinsk-once.ru/saturn-ne-stanok-po-pechatanyu-deneg/

http://rybinsk-once.ru/obeshhayu-skuchno-ne-budet/

http://rybinsk-once.ru/my-budem-vmontirovat-saturn-v-rybinsk/

http://rybinsk-once.ru/geroicheskie-uspexi-npo-saturn/

Очень много интересного, но так и не понятно где же, то светлое будущее, связавшее город с заводом.

Юлия Муратова 11 сентября 2015 в 17:44

Самый интересный материал забыли НПО Сатурн. Так будет всегда

Прохожий 11 сентября 2015 в 18:10

Уважаемая Юлия, я не забыл, просто переписывать все ссылки, которые может посмотреть каждый не имеет смысла.

Просто люди в городе работают в разных сферах: начиная с уборщиков производственных помещений, дворников, слесарей-сантехников, каменщиков, технологом, продавцом и не только на Сатурне. Они все формируют бюджет города и вносят вклад в его развитие, а один завод на сегодня не сможет обеспечить город.

Кто-то просто не читал Маяковского В. В. «Кем быть?»:

Книгу переворошив,

намотай себе на ус -

все работы хороши,

выбирай

на вкус!

Уважать надо людей не зависимо от принадлежности к предприятию - вот тогда что-то сдвинется.

Юлия Муратова 11 сентября 2015 в 18:16

Да, конечно, вы правы. Но поскольку в НПО Сатурн работает 12.5 тысяч и это самое крупное по численности предприятие Рыбинска, внимание к нему повышенное. Хотя бы потому, что проблемы Сатурна коснутся сразу очень многих рыбинцев.

Прохожий 11 сентября 2015 в 19:06

Я не согласен, но там же лучшие как сказал Андрей сегодня в 16:45, они смогут внести лепту и в другие сферы. В конце концов на оборудовании завода можно выпускать не только двигатели. А еще есть пример Иваново, где текстиль, а где город. Живет и развивается. Есть проблемы, как же без них. Нет своего ПАТП, Трамваи сдали на металлолом, дороги - позавидуешь, проблемы со дворами, но и они начали решаться. Только цена поездки в маршрутке дешевле, чем в ЯО, а топливо то подороже!?

dAlba 11 сентября 2015 в 20:47

Не понимаю ,какие традиции.Завод за свою историю чего только не выпускал.Завод машиностроительный .И главное чтоб на нём работало как можно больше народу рабочего.И как можно меньше недоделаных "управленцев" и их блатных родственников с раздутыми зарплатами. Будет продукция и прибыль,будет зарплата у рабочих . И город будет жить и развиваться. А всякие названия"город авиакораблестроителей" -и т.д. пустое. Город машиностроителей,рабочих людей,а не пустобрёхов.И это главное !!!

Алексей 11 сентября 2015 в 22:56

13 тыс.работников НПО "Сатурн" платит в бюджет города около 200 млн.руб., а собственные доходы города 2 млрд.руб.. А общий бюджет города более 5 млрд. руб. Можете сосчитать какой вклад НПО в "общую копилку" города. Порядка 7 тысяч работников бюджетной сферы города (учителя, воспитатели и т.п. ) платят в бюджет города 150 млн.руб. (если я не ошибаюсь)

Андрей 12 сентября 2015 в 17:53

Вы все смотрите на прямые платежи в бюджет, но все вы забываете:

1) Сатурн и его дочки это 14,5 тыс человек, это почти 60 тыс человек с учетом членов их семей. 2) Сатурн платит поставщикам и подрядчикам, расположенным на территории Рыбинска более 2 млрд рублей в год, а это еще более 2000 прямых рабочих мест или почти 8 тыс человек с учетом семей. 3) Сатурн и его дочки платят фот в размере почти 500 млн рублей в месяц, который уходит в Рыбинскую сферу жкх и ритейла, создавая более 5000 рабочих мест, или еще около 16 тыс человек с учетом членов семей 4) Сатурн платит во внебюджетные фонды и фонды соцстраха (пенсии, медики и тп) более 1 млрд рублей в год ( сколько это пенсионеров и врачей? Правильно 5000 пенсионеров и около 1000 работников соцсфер. 5) да в городской бюджет Сатурн платит не много, такова система распределения налогов, но вот в консолидированный областной уже более млрд рублей с учетом дочек, с учетом того что у Рыбинска собственные доходы (а это не только налоги, но и продажа имущества) составляют 2 млрд рублей, а бюджет около 5 ( то эти три млрд идут из области, в тч от налогов Сатурна). Дак сколько человек в Рыбинске прямо или косвенно живет/выживает благодаря тому что он есть? И что будет с Рыбинском если предприятие будет болеть и молодые люди будут стремиться не на рабочие или инженерные специальности, а манагерами в магазины сотовой связи? А в Ваших Юлия статьях один скепсис как правило, очень часто не объективный. Жаль

Юлия Муратова 12 сентября 2015 в 19:32

Андрей, хорошая статистика. Я должна трепетно относиться к Сатурну только потому, что он платит налоги? Это его обязанность на минуточку.

А в чем скепсис мой необъективен? В том, что предприятие, наращивая объемы, генерирует убытки? В том, что планово-убыточное предприятие может позволить себе содержать только государство? В том, что государство однажды перестанет это делать?

Если у вас есть оптимистичная информация, поделитесь. Только не надо об участии в конференциях, конкурсах и слетах молодежи)

Прохожий 13 сентября 2015 в 10:17

Не надо нас цифрами закидывать, про дочек, приближенных за счет родственника директоров. Может расскажешь по чем обошлась заводу РЫБЛЕВКА в Спасское. Что-то я не помню зачем поклонный крест ставить в деревне, но и его обмыть пышно. Сколько там земли отвалилось по заслугам руководителям Сатурна, оплаченные убытками, домики конечно же все строили за свои кровные, честно заработанные.

Ольга 13 сентября 2015 в 16:20

Дочки - это юридические лица, принадлежащие самому Сатурну на 100 процентов, те де-факто и есть Сатурн. При чем здесь родственники директоров? Что-то Вы в кучу все мешаете.

Андрей 13 сентября 2015 в 16:45

Эх, как обычно все превратили в грязь. Так и будет этот славный город в "грязи" пока в нем преимущественно завистники живут. Я вообще начинал свои комментарии с другого - с людей: инженеров, конструкторов, рабочих, руководителей, талантливой молодежи - о них просил бы писать, среди них, да и в т.ч. как бы странно не казалось среди руководителей разного уровня, очень много талантливых, ярких, идейных, которые и толкают дело, которые позволяют говорить, что в Рыбинске есть и будет авиация. А что в целом до Сатурна, Юлия, авиация всегда дело не дешевое и государственное. Ни в одной стране мира авиационная промышленнсть без государства не существует. И мои выкладки по цифрам я делал не для того чтобы показать как много платит Сатурн, а о вкладе его персонала в общее, в экономику Рыбинска. А не слышите Вы о Сатурне ничего кроме, как Вы выразились, только по тому что задачи, которое его коллектив решает не относятся к тем о которых принято много и открыто говорить, а вот косвенное подтверждение этому - количество и масштабы как внимания со стороны властных структур и объем госвливаний, а уж никак то что он убыточный. Для информации - убыточна, пока, только одна программа сам146, и природа ее убытков находится в далеких 2002-2005 годах и принятых тогда руководством Сатурна (кто был у власти?) решениями. И для интереса посмотрите отчетность за первое полугодие, много интересного...и еще раз, я просил не забывать про людей, чем на руководитель конструкторского отдела или начальник литейного цеха, отработавшие по 20-30 лет хуже чем предприниматель-владелец маленького магазина?

Женя 13 сентября 2015 в 17:45

Ха, рублевку нашли! Вы рублевку то хоть видали? - это стремный дачный кооператив с самодельными дорогами и общим забором. даром такой не нужен! Жить по соседству с этими... Уж на рублевку больше часть заволги похожа, нежели это "спасское". Там у людей даже на нормальные кирпичные дома денег нет, все лепят как попало, часто самостроем, потому что понабрали халявных участков. И вообще есть инфа, что у них куча там не распроданных, хоть и вталкивают свои сотрудникам, но тем нафиг не надо

Прохожий 13 сентября 2015 в 20:36

Зависти не и на йоту. Есть только сожаление по поводу того, что на заводе происходит. Правильно здесь писали, что одни лозунги, сокращение издержек и в первую очередь с персонала начинают. Читайте даже здесь о людях руководители не вмпоминают в интервью...? При этом о новом оборудовании внедренном на заводе и о людях, которые его подобрали внедрили - ЗЕРО. А ведь на заводе не малая служба PRa существует, а пишет только о том, что выгодно. Какие конференции, посиделки и сабантуи провели и посетили. Хотелось бы тоже услышать что-то существенное ...

Sk 14 сентября 2015 в 12:25

Я просто оставлю это здесь. Определение шикарное, считаю, зомби))) http://m.lenta.ru/news/2015/09/14/zombiechina/

Vasiliy 14 сентября 2015 в 18:07

Люди зомби, вроде sk, это да. Делать выводы исходя из поверхностных суждений, это зомби только могут.

Sk 14 сентября 2015 в 20:52

Это да, это нет. Это поверхностные, это глубинные... Вы, Василий, со своей головы на здоровую не перекладывайте... Я ссылку на статью разместил и только. И вообще она о Китае, кстати. Как ее Вы прочитали - другое дело... Но судя потому, что пали Вы до личных оскорблений, в духе я мол Д'Артаньян и все такое, разумных аргументов у Вас нет... Любой бизнес должен иметь цель немного большую, чем просто снижение издержек и даже крутого PR на фоне банального профукивания народных денег в виде субсидий. Вот даже то ли младшие, то ли старшие братья из коммунистического Китая об этом говорят открыто, понимаете. Даже термин придумали - зомби экономика...

Прохожий 15 сентября 2015 в 08:20

"Зомби экономика" создается в умах исполнительной власти, которая в свою очередь пугает всех рыночными отношениями. Поэтому плановая экономика не имеет под собой обоснования, так как не рассматривает конкурентные преимущества и недостатки, а ставит задачу, что надо сделать что-то, но будет ли оно конкурентом в гражданской сфере не понятно. Главное попилить бюджет и начать тратить, а к окончанию периода то-ли Падишах, то-ли Ишак сдохнет и виновных не найти. Главное высокие лозунги и цели независимости от чего-то и кого-то под прикрытие распила.

Добавить комментарий

Чтоб вставить ссылку, используйте html-тег:
<a href="http://адрес_ссылки">текст_ссылки</a>


Последние записи

10 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
События Первой мировой подчеркнули значение Рыбинска, как важного транспортного узла России...
9 апреля 2024 в рубрике «Новости»
В первой партии Рыбинск закупил 12 тысяч пакетов. Стойки устанавливают в Волжском парке. По мере необходимости дворники будут добавлять пакеты на стойки
9 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
Гололед, бревна на Волге, благотворительность, травмы на производстве, попрошайки и брань на улице — о каких событиях в Рыбинске писала газета больше века назад
8 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
Какие новости Рыбинска нашли свое место в газетах начала ХХ века
7 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
Петицию против реорганизации онкологического отделения в Рыбинске подписали около 20 тысяч человек. Объяснял решение областного министерства здравоохранения министр Серей Луганский
7 апреля 2024 в рубрике «Новости»
Если город победит в конкурсе Минстроя и получит 130 млн рублей
7 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
Работы на первой русловой опоре завершат до начала навигации

Архив