Глядя на цены в магазинах и сравнивая их с размерами заработной платы, волей-неволей начинаешь интересоваться, как городские власти планируют зарабатывать на жизнь Рыбинска.
Но для начала — чем «дышит» региональная власть, что нам готовит бюджет Ярославской области. Для наглядности посмотрим динамику и размер доходов регионального бюджета.
Основные параметры доходов бюджета региона показывают, что размер доходной части на 2017 год практически не меняется по сравнению с доходами нынешнего, не самого простого 2016-го. Но размер безвозмездных поступлений (читай — помощи государства) снижен практически вдвое. При этом региональная власть не снижает размер общих доходов бюджета, а планирует заместить эту серьезную потерю ростом собственных налоговых и неналоговых поступлений. То есть, региональная власть планирует развитие Ярославской области, увеличение отдачи от региональной экономики и рост эффективности управления активами.
Что же происходит в Рыбинске? В Рыбинске планируется как раз обратное. При чувствительном снижении общих доходов рыбинского бюджета, планируется значительное снижение собственных доходов, и растет только надежда на помощь региональных властей.
Действующая рыбинская власть предлагает горожанам деградацию экономического окружения как в части отдачи от промышленности города, так и в эффективности управления активами.
Структура налоговых доходов выделяет основные источники, из которых и формируется эта часть бюджета города. Хотелось бы уточнить, что налоговые поступления имеют вес около 80% в собственных доходах Рыбинска и в основном не сильно зависят от эффективности работы городских властей. Это, в первую очередь, заслуга руководителей и коллективов тех предприятий, которые зарабатывают прибыль и платят налоги с заработной платы сотрудников. Так же как и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности зависит не столько от властей, сколько от предпринимательской активности населения.
Налог на имущество, конечно же, зависит от «жадности» местной власти, но в текущем экономическом состоянии увеличение этой налоговой составляющей ведет в первую очередь к потерям и без того невысоких доходов домохозяйств, создавая предпосылки к социальному недовольству.
Суммарно эти базовые составляющие имеют вес около 97% в общей массе налоговых поступлений.
Теперь проанализируем, как эффективно городские власти распоряжаются собственным имущественным комплексом, который принесет 91% от всех неналоговых доходов.
Первое, что настораживает, это соотношение двух основных элементов — доходов от использования имущества и доходов от запланированной продажи части этих активов.
Рыбинские власти планируют получить доходы за год от всего имущественного комплекса, всего в два раза превышающие доходы от продажи отдельной его части. Причем, продажа активов планируется на падающем рынке и в разгар кризисных явлений.
Каков же в таком случае суммарный коэффициент капитализации городских активов, который можно с оговорками и достаточно условно рассматривать как некую меру качества управления активами, если доход от всех активов всего в два раза выше прогнозируемой рыночной стоимости продажи части этих активов?
Для справки: Коэффициент капитализации — это параметр, преобразующий чистый доход в стоимость объекта. Выражает зависимость между годовой величиной чистого дохода, получаемого в результате эксплуатации объекта, и его рыночной стоимостью.
Кроме того, продажа любых активов на «мертвом» рынке — далеко не лучший способ пополнения казны.
Почему при управлении городскими активами не используются механизмы муниципально-частного партнерства или концессии, которые дают возможность, не теряя контроля над активом, улучшать его или, как минимум, минимизировать условно-постоянные затраты по его содержанию и обслуживанию?
Теперь посмотрим на структуру безвозмездных поступлений в рыбинский бюджет. Как видно из графического материала, 90% этой «благотворительности» дается в форме субвенций. Основной особенностью такой формы поддержки являются целевое расходование и срочность. Если не выполнено любое из этих условий, то денежные средства подлежат возврату в бюджет, который их выделил.
Субсидий (безвозмездная передача денежных средств) в доходы бюджета заложено минимальное количество.
В региональной прессе хорошо освещена история, как в текущем году происходила реализация программы ремонта дворов в Рыбинске, и можно предположить, какие громадные риски лежат на этих потенциально «заемных» деньгах при столь низком качестве управления.
Можно соглашаться или не соглашаться с приведенным анализом и оценочными суждениями, но понятно, что без качественных и быстрых изменений в системе управления городом ничего хорошего не случится. Возвращаюсь с чего начал: «Великое без труда не дается». Платон. «Государство».
Следите за продолжением.