Хотелось бы начать с необычного. На первом же заседании Общественного совета при департаменте имущественных и земельных отношений Ярославской области, заместителем председателя которого я являюсь, состоялся серьезный разговор о том, что нужно сделать, чтобы в нашу область инвесторы не боялись вкладывать деньги. Не те федеральные рубли, которые являются актом некоего поощрения за лояльность региональной власти, а деньги так называемых частных инвесторов, то есть людей, которые заработали капиталы на конкурентном рынке.
По ходу разговора мне пришлось послать свих коллег на три буквы. Нет, не подумайте чего плохого. Я был вынужден напомнить о существовании механизма государственно-частного партнерства, сокращенно — ГЧП.
В нашей области, как, впрочем, и практически во всех регионах России, есть собственный закон № 50-з от 1.12.2010 «Об участии Ярославской области в проектах государственно-частного партнерства». Как он работает? В поисках ответа на этот вопрос я обратился к открытым источникам информации и посмотрел, кто у нас в регионе занимается инвестициями.
Итак, перечень занятых привлечением в регион денег структур:
- Департамент инвестиционной политики, в котором есть Комитет по управлению инвестициями, инновациями и ГЧП, а так же Комитет регулирования инвестиционной деятельности.
- Управление стратегического планирования Правительства области, задачами которого являются: планирование целей социально-экономического развития области на долгосрочную перспективу и контроль их достижения; планирование целей и задач социально-экономического развития области на среднесрочную перспективу и контроль их достижения;
- Комитет Ярославской областной Думы по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству.
Казалось бы, столько умных и ответственных людей работают над тем, чтобы инвестиции в Ярославскую область и, конечно же, в Рыбинск текли без препон задержек.
Однако каковы же результаты работы нашего местного законодательства в части проектов государственно-частного партнерства? Они отражены в Реестре проектов государственно-частного партнерства Ярославской области. В этом документе прописаны целых пять проектов на всей территории региона. Цифра просто впечатляет!
В чем же дело? Да, в регионе есть собственный закон о ГЧП, цель которого — урегулировать процесс слияния частных денег и бюджетного финансирования на благо населения и во имя социально-экономического развития территорий. Но одновременно существует и некий подзаконный акт — постановление правительства Ярославской области от 2.03.2011 №124-п «О порядке подготовки и реализации проектов государственно-частного партнерства Ярославской области». Это не простой рабочий документ, а настоящее произведение искусства, который вполне можно назвать антизаконом. Изучая этот плод бюрократического творчества, я попробовал просчитать конкретные сроки выхода на реализацию проекта, но сбился где то в районе полугода и бросил это бесполезное занятие. Однако стало понятно, что имея такую нормативную базу, мечтать о том, что кто-то рискнет своими, а не федеральными деньгами, как-то наивно. Ни в Ярославль, ни в Рыбинск, ни в Любим они точно не придут.
Нынешние областные депутаты, которые отвечают за формирование правил игры в этой области, похоже, вспомнили о ГЧП, как эффективном механизме развитии территорий, и решили поправить положение. Но действуют они очень тихо и медленно. Похоже, как всегда и скорее всего, на помощь своим «братьям меньшим» придут федералы со своим реанимируемым сейчас Законом «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации».
Но пока идут «игры разума» в тиши различных властных кабинетов, появился ли свет в конце туннеля? Могут ли помочь мертвому припарки? Похоже, ответ положительный.
По воле случая мне довелось получить некоторый опыт работы по инвестиционному направлению в Республике Крым. Правительство этого региона решило задачу максимально просто. Оно пошло по пути наименьшего сопротивления, но не для себя, а для всех желающих инвестировать в экономику полуострова, и 7 октября 2014 г. выпустило в свет документ на девяти листах, полностью регламентирующий механизм рассмотрения обращений инвесторов. Самое интересное, что согласующих структур всего четыре, а сроки согласования установлены в 10 дней.
Я понимаю, что можно найти множество оправданий низкой инвестиционной активности в нашей области, таких, как нынешние внешние санкции, кризис и прочее, но по этому поводу вспоминается афоризм, приписываемый Петру I: «Есть желание — тысяча способов, нет желания — тысяча поводов!».