Почему у нас плохие дороги? Почему на них скапливается вода, грязь и мусор? Почему новые дороги стоят не больше года, а затем требуют ремонта?
— Дорога начинается не с асфальта, — говорит директор рыбинского предприятия «Логкомпани» Борис Логинов. — Любая дорога должна начинаться с ливневки.
Работа Бориса Логинова к дорогам имеет отношение опосредованное. Его предприятие в Рыбинске изготавливает автодетали. И в целом никакого бизнес-интереса у руководителя к состоянию рыбинских дорог нет. Но поскольку он и пешеход, и водитель личного автомобиля, и просто любопытный гражданин нашей страны, он замечает, анализирует, думает и делает предложения. А возможность сравнить состояние европейских дорог с российскими делает этот процесс особенно интересным.
— Вот, например, Голландия. Посмотрите, как аккуратно здесь делают ливневые стоки прямо в бордюрах, — Логинов листает фото, которые делает во всех своих поездках. — Сам бордюр сложен не просто впритык камень к камню, как делают у нас. Камни складываются как пазлы и поэтому крепятся жестко. Решетка не мешает движению. Если она расположена на проезжей части, то, как правило, впритык к бордюрам. Ее легко снять и почистить слив. А в некоторых случаях в нее устанавливают металлические сетки, которые просто вынимают, как ведро с мусором, и ставят новые.
Борис Логинов говорит, что правильно организованная ливневая канализация увеличивает в разы срок службы асфальтового покрытия. Кроме того, грязи, мусора и воды в дожди на ней не остается, а это значит, что автомобильное движение становится более безопасное.
— Ливневые стоки в Италии делают через каждые десять-пятнадцать метров, — рассказывает Логинов. — И на дорогах в самый сильный дождь нет никаких луж. Конечно, и покрытие здесь ровное, и уклоны дороги продуманы-просчитаны. То же самое и на тротуарах, и в пешеходных зонах.
Каждый автолюбитель Рыбинска, да и любого российского города, привык к объезду выпирающих или провалившихся люков ливневки, приспособился к езде по лужам с эффектом планирования. Мы уже не возмущаемся, когда новый асфальт через год становится старым и требует ремонта.
— А зря, — говорит Логинов. — Это те мелочи, из которых состоит наша жизнь. Зачем ее портить мелочами? Разве трудно заставить дорожных строителей начинать не с укладки асфальта, а с инженерного проекта строительства ливневой канализации? Дорого, говорите? Денег нет? Есть деньги, важно тратить их целесообразно. Любой мало-мальски технически грамотный специалист скажет, что даже самое прочное, правильное и дорогое дорожное полотно не простоит и четверти срока своей эксплуатации без дренажа. Асфальт как сито воду пропускает. Проходя сквозь верхний слой дорожного полотна и щебневую подложку, вода начинает размывать слои подсыпки. В итоге дорога начинает «плыть» волнами, асфальт проваливается и выпадает кусками. Деньги тратятся на непродуманное строительство дорог, затем — на ремонт. И в результате стоимость дорог в России становится «золотой».