20 ноября депутаты Ярославской областной думы направили в Госдуму РФ и российское правительство предложение снизить сумму дополнительного сбора за проезд по федеральным трассам. Речь идет о так называемом «законе для дальнобойщиков» или «законе Ротенбергов», по которому с 15 ноября автомобили весом более 12 тонн должны платить за каждый километр пути 3.73 рубля, а штрафы за нарушение составляют для индивидуальных предпринимателей 40 тысяч рублей за первое нарушение и 50 тысяч за повторное, для юридических лиц — 450 тысяч и один миллион рублей.
Ярославские парламентарии предлагают до 1 июня 2016 года снизить плату до 75 копеек за километр, а штрафы отменить до мая будущего года.
Ситуация с дополнительным налогообложением грузоперевозчиков становится серьезной не только для профильного бизнеса. Она вполне может сказаться на всех, включая население.
— На днях ехал в Рыбинск из Москвы, и на дороге встретил всего пять фур, — рассказывает один из рыбинских предпринимателей. — Раньше шли десятками. Позвонил ярославскому коллеге, говорит — стоим, сырья нет, отгрузки нет, машины в рейс не выходят.
Протестные акции дальнобойщиков Рыбинск обошли стороной. В Ярославле водители большегрузов собирались у областной думы 17 ноября и намерены провести митинг 26 ноября.
Другие регионы более радикальны. Дороги захлестнули автомобильные пробки, когда фуры колонной, без формального нарушения ПДД, движутся с минимальной скоростью.
Те же, кто не хочет нарываться на неприятности, участвуя в протестах, вообще не выходят на трассу. В результате сетевые магазины уже заговорили о сбоях в поставках товаров и увеличении всех розничных цен.
Возмущение дальнобойщиков вызвал не только факт введения дополнительного сбора. Выяснилось, что автоматизированная система учета пробега «Платон» не готова к работе: она списывает деньги по нескольку раз, оборудования на всех не хватает. Масло в огонь протеста подлила информация о том, что совладельцем фирмы-оператора, которой переданы функции сбора денег, оказался Игорь Ротенберг — сын одного из ближайших друзей президента Путина. В результате забастовки охватили большинство областных центров страны и, по словам участников, будут продолжаться.
Основание для ввода новой системы сформулировал Росавтодор: 12‑тонники наносят 56% вреда федеральным трассам, проезд одной фуры сопоставим с передвижением 50 тысяч легковых автомобилей, на ремонт трасс Росавтодор вынужден тратить порядка 130 млрд рублей ежегодно. Акцизы на топливо и транспортный налог не покрывает этих расходов. Ну, или не дают ту прибыль, которую хотелось бы обеспечить заинтересованным лицам. По крайней мере, дальнобойщики убеждены, что подсчеты и сравнения Автодора натянуты, и существующих налоговых сборов более чем достаточно для проведения ремонтов федеральных трасс.
«Платон», по мнению представителей бизнеса, грозит банкротством малых и средних перевозчиков, создает громоздкую бюрократическую систему, из-за которой лишь незначительная часть денег дойдет до ремонта дорог. «Это передел рынка, — говорят эксперты. — Мелкие компании умрут, на их место придут крупные».
Усугубляет настроения дальнобойщиков история появления «Платона». Изначально представители Росавтодора рассказывали, что все вырученные средства пойдут в дорожный фонд на ремонт автотрасс. По расчетам, система должна была бы приносить до 50 млрд рублей ежегодно. Как сообщил глава Росавтодора Роман Старовойт, первые сутки работы «Платона» пополнили дорожный фонд на 35 млн рублей. Однако на деле все оказалось не так прозрачно.
Реализовать проект должно ООО «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС), созданное при участии госкорпорации «Ростех». В августе 2014 года без какого-либо конкурса с РТИТС было заключено концессионное соглашение на создание и обслуживание инфраструктуры «Платона» сроком на 13 лет. Согласно документу, оператор должен будет получать как минимум 10.6 млрд рублей в год. Однако накануне начала сборов стало известно, что в результате ряда сделок основным совладельцем РТИТС числится Игорь Ротенберг — сын Аркадия Ротенберга. В результате появилось название — «закон Ротенберга».
По сообщениям СМИ, на реализацию проекта РТИТС в прошлом году получила кредит от Газпромбанка — 27 млрд рублей. На эти деньги компания обещала построить 481 «рамку» на федеральных дорогах, управлять парком из ста автомобилей для мобильного контроля, организовать 103 региональных и 35 пограничных центров информационной поддержки, предоставить перевозчикам не менее двух млн бортовых устройств — счетчиков и создать ряд мониторинговых центров. Однако на сегодняшний день на сайте «Платона» указано, что выдано около 300 тысяч счетчиков и установлено 18 «рамок».
При этом Минтранс уже заявил, что в качестве инвестиций для поддержания работы системы «Платон» в 2016 году потребуется еще 8 млрд рублей.
— Аналогичные схемы налогов и сборов с большегрузных автомобилей существуют во многих странах, — рассказывает рыбинский предприниматель. — Например, в Германии. Но там, прежде чем запустить их аналог «Платона», систему тестировали два года. Два года фуры, оборудованные счетчиками, ходили по немецким дорогам, оборудованным «рамками», совершенно бесплатно. И только после полной отладки системы с владельцев большегрузов начали взимать деньги. В России же все это больше похоже на создание очередной кормушки для ряда аффилированных лиц. Никто не верит, что деньги пойдут на дороги, в том числе и дальнобойщики, организующие акции протеста.