Говорят, безвыходных ситуаций не бывает. Для любого случая есть, по меньшей мере, два варианта. А в жизни их, как правило, несколько. Другой вопрос — что ты выберешь из возможного, и к каким последствиям выбор твой приведет.
Особенно труден выбор, когда решать приходится не за себя. Когда за плечами стоят интересы многих групп жителей, а последствия испытает на себе весь Рыбинск.
ПАТП-1 — транспортное предприятие, которое занимается перевозками горожан автобусами на территории Рыбинска. При этом оно должно вести эффективную и безубыточную деятельность и одновременно имеет ряд обременений и ограничений. Самые серьезные -это доступность проезда для жителей любого уровня доходов и социального статуса, регулируемая цена услуги, необходимость обновления подвижного состава.
По отношению к ПАТП-1 администрация Рыбинска выполняет двойные и противоречивые обязанности. С одной стороны, стоит задача повышения эффективности деятельности предприятия. Здесь могут быть различные варианты — от тотального контроля до привлечения частного инвестора. С другой, администрация должна выступать гарантом того, что и услуги по перевозке, и льготы — федеральные, областные, муниципальные — будут обеспечены.
Некоторое время назад предприятие было преобразовано из МУПа в открытое акционерное общество. Смена организационно-правовой формы не повлекла за собой радикальных последствий, поскольку 100 процентов акций ПАТП-1 находятся все в той же муниципальной собственности. Но цель акционирования — это не изменение учредительных документов, а возможность для дальнейшей приватизации.
Однако аукцион по продаже акций предприятия не состоялся. Возможно, начальная цена — 223 521 000 рублей — показалась потенциальным покупателям неприемлемой, а может, частные перевозчики хотят более внятных и прозрачных условий для своей деятельности в долгосрочной перспективе, учитывая обременение — обязанность использовать имущество для перевозок автобусами пассажиров, в том числе и льготников. Так или иначе, но акции ОАО «ПАТП-1» продолжают находиться на городском балансе. И возможно, эта пауза пойдет всем на пользу. Потому что появились варианты.
Слияние и поглощение
«Я считаю целесообразным рассмотреть вопрос о слиянии двух предприятий в Рыбинске (ПАТП-1 и ПАТП-3), — заявил в областной думе теперь уже бывший директор регионального агентства по транспорту Александр Болтовнин. — Тут будет реальная экономия за счет того, что мы от одной базы избавляемся, и ее можно будет реализовать. Уйдут затраты по содержанию этой базы, сократится управленческий аппарат. Это большие реальные деньги. К тому же в последнее время предприятие ОАО «ПАТП №1» работает крайне плохо. Кассовый разрыв превышает 50 миллионов рублей».
— ПАТП-3 — это государственное унитарное предприятие, находящееся в собственности субъекта федерации, — комментирует предложение областного руководства и.о. главы Рыбинска Леонид Можейко. Его функция — межмуниципальные перевозки в черте Рыбинского района. Но маршруты ПАТП-3 проходят через территорию города и перекрывают самые востребованные маршруты ПАТП-1.
Несостоявшийся аукцион и убыточная деятельность ПАТП-1 заставили администрацию более пристально взглянуть на работу муниципальных автобусов. А заявление областного агентства стало катализатором новых идей.
— Возможность объединения, безусловно, существует, — говорит Леонид Можейко. — Но юридически присоединить к ГУПу открытое акционерное общество невозможно. В теории можно акционировать государственное предприятие и только после этого распоряжаться его акциями. Мы готовы рассмотреть возможность присоединения базы ГУП «ПАТП-3» к муниципальному ОАО «ПАТП-1». Или в будущем, после приватизации, возможен выкуп основных средств ГУПа новым частным собственником ПАТП-1.
Укрупнение бизнеса в процессе слияния и поглощения может стать стратегией в развитии транспортной системы города. И основным вопросом в этом процессе будет такой: чья база станет основой и кто с кем сольется, а кого поглотят?
Администрация Рыбинска уверена, что объединять активы нужно на базе ПАТП-1. Предложение областного агентства звучит с точность до наоборот, а аргументом становится наличие убытков.
— По предварительным данным убытки ПАТП-1 за 2013 год составляют 31 млн рублей, — рассказывает Леонид Можейко. — Это, конечно, много, но для предприятия балансовой стоимостью 127 млн рублей не критично. Однако мы понимаем, что убыточный бизнес долго существовать не может.
Администрация тщательно проанализировала причины убытков и выяснила, что они — следствие отсутствия сбалансированной системы предоставления транспортных услуг и недостатков в управлении. И то, и другое вполне можно исправить. Правда, для этого нужны не только сугубо организационные усилия, но и некоторый объем финансирования.
В любом случае, до того, как будет принято окончательное решение, необходимо подготовить для него базу: провести работы по долгосрочному планированию маршрутной сети в пределах Рыбинска и прилегающих муниципальных районов Ярославской области. Нужно определить, какие субсидии на социальные перевозки будет получать предприятие, оформить все это в виде нормативно-правовых актов. И только после этого можно говорить об экономии.
Анализ и расчет
Темы приватизации, объединения, поглощения — все это вопросы будущего. А текущая деятельность ПАТП-1 требует внимания сегодня.
— Нам нужно подробно проработать две темы: качественный состав автопарка и оптимальное распределение автобусов по маршрутам, — рассказывает Леонид Можейко.
Выводы, к которым приходят работники администрации, не всегда приятные. Например, небольшие автобусы вместимостью 18 человек типа «Богдан» оказались не столь рентабельны, как это планировалось.
Вполне возможно, что ошибочным было и решение сделать ставку на обновление автопарка ПАТП-1 за счет лизинговых договоров, поскольку лизинг — далеко не самый дешевый способ пополнения основных средств.
Но основной причиной убытков становятся даже не вопросы инвестиционных решений. Проблема — в особенностях рынка перевозок.
— В 2013 году стало очевидным, что ПАТП-1 не хватает пассажиропотока, — говорит и.о. главы городского округа. — Количество перевезенных людей сократилось на 18 процентов. Причина — в возросшей конкуренции.
Среди конкурентов ПАТП-1 — троллейбусы ОАО «Рыбинскэлектротранс» и автобусы ПАТП-3. Первые выигрывают за счет цены проезда и регулярности движения, вторые попросту используют те же маршруты, что и городское предприятие. Кроме этого, сказывается тенденция увеличения числа тех жителей Рыбинска, кто пересаживается из общественного транспорта в личные автомобили.
— Мировой опыт говорит, что там, где общественный транспорт развит, ему помогают местные власти, — рассказывает Леонид Можейко. — И российские перевозчики утверждают, что без поддержки бюджетов общественный транспорт не может быть рентабельным. Причем, касается это как муниципальных, так и частных предприятий.
Каким образом можно сделать социальные маршруты относит недорогими, доступными без ограничения всем категориям рыбинцев, ритмично функционирующими, с хорошим подвижным составом? Как организовать комфортную перевозку и заставить автолюбителей вновь пользоваться автобусами? Закрыть убытки?
— 31 млн рублей решат многие проблемы предприятия в краткосрочной перспективе, но не изменит систему городских перевозок в принципе, — говорит Леонид Можейко. — При этом для использования денег всегда есть альтернатива, например, ремонт примерно 20 дворов.
Системный подход
Почему потенциальные инвесторы лишь интересуются покупкой акций ПАТП-1? Почему не участвуют в аукционе и не торопятся выложить деньги за право перевозить людей по улицам города?
— Частным инвесторам нужна долгосрочная городская программа, из которой будут понятны и величина пассажиропотока, и разделение полномочий между частной и бюджетной сферами, и предполагаемые улучшения качества дорожной сети, — считает и.о. главы. — Любой серьезный инвестор будет вкладывать деньги только в надежные, стабильные мероприятия, которые можно просчитать на много лет вперед.
Весь прошлый год в Рыбинске работали сотрудники специализированного НИИ из Санкт-Петербурга. Они собирали статистику пассажирских перевозок, исследовали маршруты. Следующий шаг — это изменение схемы маршрутов городского общественного транспорта. Ну, и проведение торгов на организацию перевозок, как этого требует законодательство.
Но сколь бы по-современному рыночными ни были решения о развитии транспортной сети, участие местного бюджета должно сохраниться. И форма собственности участника рынка значения не имеет.
— Софинансирование затрат на перевозки из бюджетов обеспечит сохранение социальных маршрутов, — говорит Леонид Можейко. — Бюджетные инвестиции могут быть разными. Это и компенсация затрат предприятия по перевозке льготных категорий жителей, и участие в приобретении автотранспорта, и улучшение качество дорожной сети, и забота об остановочных комплексах.
Но самым главным и.о. главы считает принятие принципиального решения, одобренного жителями города: по каким маршрутам будут ходить общедоступные рейсы, а где можно организовать коммерческие перевозки.
Все это для местных органов власти дело новое. Кто-то уже приобрел опыт работы в условиях конкуренции. Например, в Ярославле количество частных транспортных предприятий исчисляется десятками, и время ожидания пассажира на остановке сведено до нескольких минут.
— У нас пока опыта мало, — считает Леонид Можейко. — Мы не готовы радикально менять устоявшуюся систему, вводить социальные и коммерческие маршруты. Мы еще только разрабатываем оптимизированную маршрутную сеть на основе анализа, проведенного в прошлом году. Но мы понимаем, что возможна как продажа ПАТП-1, так и объединение с ПАТП-3 на основе местного предприятия. Такие вопросы быстро не решаются. Они должны быть взвешенными, осознанными и поддержанными городским сообществом. И только после этого их можно реализовать.