Чтоб вставить ссылку, используйте html-тег:
<a href="http://адрес_ссылки">текст_ссылки</a>


24 июля 2014 в рубрике «Однажды в…»

Общественный транспорт Рыбинска: как совместить экономику и социалку

Не трогай машину, которая работает. Как часто эти слова мы слышим из уст опытных чиновников, привыкших решать проблемы по мере их поступления. Дескать, вот когда эта машина развалится окончательно, тогда мы ее ремонтом заниматься и начнем. А если машина уже давно потеряла ход и все тревожные фонари светятся и мигают? Если мотор чадит, а не раз подлатанные детали того и гляди вылетят из системы и нанесут ей последний сокрушительный удар?

транспорт Рыбинска

— Стоит ли ждать момента, когда проблема предстанет со всей очевидностью и, засучив рукава, героически приниматься за ее решение? — говорит заместитель главы Рыбинска по городскому хозяйству Денис Добряков. — Может, правильней будет предупредить момент, когда система рухнет окончательно?

Денис Добряков — чиновник молодой и бюрократическим опытом не обремененный. Два года назад приступив к исполнению обязанностей заместителя главы, он не растерял свежесть взгляда на проблемы городского хозяйства, и «машину» видит изнутри, вместе со всеми неоднократно отремонтированными деталями, которые сегодня дают сбой и звенят тревожными звоночками. Вот, например, существует транспортная схема города, которая складывалась еще в прошлом веке. Конечно, ее немного корректировали под современную жизнь, но над радикальными изменениями задумались недавно. И в прошлом году администрация заказала исследования, которые должны были лечь в основу новой схемы движения общественного транспорта Рыбинска, удобной для пассажиров и выгодной для транспортных предприятий. Но оказалось, что совместить экономические и социальные задачи не так просто. Первая же попытка изменить транспортный маршрут по рекомендации аутсорсиноговой фирмы оказалась неудачной. И это заставило администрация начать «ремонт машины» издалека: сначала понять, почему схема движения автобусов и троллейбусов в Рыбинске сложилась именно так, а не иначе, и только затем постепенно менять и совершенствовать.

— Денис Валерьевич, зачем вообще администрация занимается регулированием рынка? Считается, что конкуренция все расставит по своим местам.

— В общественном транспорте есть социальная составляющая, которую нельзя подменять голой экономикой. В рыночных же условиях предприятия действуют, исходя из соображений рентабельности. Выгоден им маршрут, они его будут осваивать. А если это периферийный маршрут, загруженность которого не обеспечивает получение желаемой прибыли? Органы местного самоуправления, в полномочия которых входит обеспечение транспортной доступности всех районов города для населения, просто обязаны позаботиться о разумном распределении обязанностей между предприятиями общественного транспорта.

— Кажется, что в Рыбинске эта проблема остро не стоит. Зачем «трогать машину, которая работает»?

— Существуют проблемы, которые горожане пока не ощутили. Подчеркиваю — пока. Потому что если не предпринимать никаких действий, рано или поздно эти проблемы скажутся на населении. Недавно я посетил один южный город, где понятия «общественный транспорт» нет вообще. Муниципальные транспортные предприятия разорились и по городу ходят только частные маршрутки. В период пиковых нагрузок проблем с передвижением по городу, действительно, не существует, но вечером, когда частникам ездить невыгодно, уже никуда не уехать. Аналогичная ситуация в Ярославле, где днем маршрутные такси соревнуются с автобусами и троллейбусами, а после 19 часов транспорт можно ждать по полчаса и больше.

— Так в чем проблема? Пусть днем пассажиров возят частники, а по вечерам — муниципальный общественный транспорт.

— Если мы говорим о рынке, то он предполагает равные возможности для всех его участников. Рыбинское ОАО «ПАТП-1», акции которого принадлежат муниципалитету, в экономике ничем не отличается от частного. Оно также стремится к рентабельности, платит налоги, работает по всем правилам и законам. Но сегодня оно в силу исторических обстоятельств оказалось в худших условиях, нежели частные маршрутные такси и троллейбусное предприятие «Рыбинскэлектротранс».

транспорт Рыбинсска

— О каких исторических обстоятельствах вы говорите?

— Это как раз тот пласт проблемы, который пришлось изучать уже после исследований, проведенный аутсорсером. Мы попытались ответить на вопросы: почему появились те или иные маршруты в Рыбинске, каких их меняли, зачем ввели маршрутные такси и другие. Выяснилось, что троллейбусное сообщение, появившееся позже автобусного, было организовано так, чтобы обеспечить проезд из спальных районов к основным городским предприятиям. С тех пор все маршруты троллейбусов проходят по центру, который в плане рентабельности самый заманчивый. Автобусы же традиционно были заняты перевозкой людей по периферийным маршрутам. А маршрутные такси появились в Рыбинске в девяностые годы как дополнительный вид транспорта, более быстрый и удобный и поэтому более дорогой. Сегодня об этом уже забыли, а тогда при цене автобусного билета 5 копеек за комфортную езду на маршрутке платили в три-четыре раза больше, 15-20 копеек.

Постепенно маршрутки начали не дополнять, а дублировать автобусные маршруты. Произошло это по разным причинам, в том числе и коррупционным, когда тогдашние чиновники по договоренностям с предпринимателями легко подписывали выгодные последним маршруты. Дабы окончательно не разориться, начали создавать маршрутные такси и муниципальные предприятия. В результате на некоторых направлениях маршрутки не просто дублируют общественный транспорт, а становятся основным средством передвижения. Свою роли играет и несущественная разница в цене проезда.

Когда в девяностые годы сложилась существующая транспортная сеть со всеми ее недостатками, о том, что выгодно муниципальному транспортному предприятию, а что приносит убытки, особо не задумывались. А сегодня эта проблема встала в полный рост и грозит превратиться в ту, что существует в южном городке, о котором я рассказывал.

— И в чем заключается основная проблема?

— В преимуществах для одних и нерентабельных затратах для других. Собственно, в том, чтобы избежать этого неравенства, и заключается смысл регулирования рынка органом МСУ. Итак, как мы уже говорили, троллейбусы оказались в более выгодном положении. И сегодня, после приватизации, преимущества троллейбусной сети позволяют собственникам работать с прибылью. Однако эта прибыль не инвестируется в развитие сети, новые маршруты не открываются, и вся периферия остается на совести автобусников. Маршруты в Копаево, Переборы, поселок Волжский и другие отдаленные районы Рыбинска генерируют убытки. Некоторые — до 20 млн в год. Одновременно сказывается конкуренция с маршрутными такси, которые из разряда дополнительных удобств перекочевали в обычный вид транспорта. Вроде бы, для населения это и не плохо. Но попробуйте-ка дождаться маршрутку поздним вечером. Они снимают сливки в период пиковых нагрузок и не выходят на линии, когда им это не выгодно. А нам нужно обеспечить транспортное сообщение и в 23 часа. Это тоже ложится на плечи автобусного предприятия.

Кроме этого, существуют объективные факторы, которые меняют отношение населения к общественному транспорту. Это стремительное увеличение количества легковых автомобилей, изменение социальной инфраструктуры города, появление торговых предприятий в «шаговой доступности» и многие другие. В результате ежегодное снижение объема перевезенных пассажиров колеблется от 7 до 12 процентов. За последние 5 лет объем перевозок в Рыбинске снизился на 10 млн пассажиров. И особенно ощутимое падение происходит на так называемых социальных автобусных маршрутах ОАО «ПАТП №1». Но мы же не можем просто взять и отрезать часть маршрута для того, чтобы предприятию было выгодно им заниматься. Наша задача — обеспечить бесперебойную доставку населения по территории Рыбинска с пяти утра до 23 часов вечера. А для этого необходима не только современная транспортная схема, но и новая тарифная политика.

— Опять повышение стоимости проезда?

— Решением областного департамента топлива и регулирования тарифов для Рыбинска утверждены следующие цены на проезд: 16 рублей для электротранспорта, 18 — для автобусов и 22 — для маршрутных такси. Обратите внимание, нам удалось доказать, что разница в стоимости проезда в обычном транспорте и более комфортных и быстрых маршрутках должна быть больше. И если сегодня в маршрутном такси можно проехать всего на 2 рубля дороже, чем в автобусе, то с 6 июля цена этого вида транспорта более соответствует своей сути — дополнительному комфорту.

транспорт Рыбинска

Теперь о повышении платы за проезд. Оно совсем не обязательно. В качестве идеи мы предложили областному департаменту рассмотреть для Рыбинска предельный тариф, который затем мы сможем регулировать внутри города. В центре — самой выгодной для транспорта территории — можно сделать стоимость проезда ниже, чем на периферийных маршрутах. Примером может служить убыточный автобусный маршрут №5, который из центра идет в поселок ГЭС, при этом выезжает за пределы городской территории. На нем можно по «городской» цене доехать до дачного участка, расположенного в Рыбинском районе. На мой взгляд, увеличение цены проезда здесь было бы справедливо.

Эта идея имеет право на жизнь, и вполне возможно, что в будущем году в Рыбинске будет зонирование транспортных маршрутов.

Кроме этого, мы намерены сокращать количество маршрутных такси, которые дублируют социальный транспорт.

— Но администрация, наверное, не может просто взять и отказать частному предприятию в работе на маршруте.

— В наших полномочиях сформировать лоты и провести торги так, что желающие работать на выгодных маршрутах будут обязаны осваивать и периферию. Можно перераспределять прибыль внутри предприятия таким образом, чтобы деньги вкладывались и в развитие сети. Хочет собственник работать и развивать предприятия, бери один рентабельный маршрут, один — субсидированный. Осваивай периферию, строй новую сеть, получай там доход. Для города это улучшение транспортного сообщения, для бизнеса — развитие, когда цель — не тупое получение прибыли, а инвестиции в будущее.

Смысл деятельности органа МСУ заключается в том, чтобы создать равные условия для развития, понудить бизнес инвестировать и в основные фонды, и в освоение новых маршрутов. При этом мы не исключаем возможности бюджетных дотаций. Но для того чтобы их получить, предприятию нужно доказать необходимость субсидирования, экономически рассчитать размеры дотаций. Сегодня же большинство частников не готово раскрыть информацию о доходах своих предприятий.

Но для обеспечения полномочий органов МСУ совсем неважно, какая форма собственности у транспортного предприятия. Важно правильно составленная маршрутная сеть города и перераспределение мощностей предприятий на этой сети.

Мы уже убедились, что нельзя считать только экономику, нужно смотреть, как скажутся изменения на социальной среде, останутся ли довольны нововведениями горожане. При этом надо учитывать, что транспортный рынок постоянно меняется вместе с потребностями населения. В нем нет статичности, значит, и транспортная схема должна быть «живая», приспособленная к изменениям. Это работа не на один год. Но мы ее начали, и, уверен, сможем добиться баланса интересов города, населения и предприятий, работающих на рынке транспортных услуг.

Заместитель главы Рыбинска по городскому хозяйству Денис Добряков

Заместитель главы Рыбинска по городскому хозяйству Денис Добряков

Справка

В настоящее время на территории городского округа город Рыбинск перевозку пассажиров по городским маршрутам регулярного сообщения осуществляют перевозчики: ОАО «ПАТП №1» (автобусные маршруты с 1 по 20 и маршрутные такси 4т, 8т, 16т, 17т), ОАО «Рыбинскэлектротранс» (троллейбусные маршруты с 1 по 6), а также индивидуальные предприниматели: Тамаев А.В. (36т), Матавкин В.В. (23т), Евсин И.П. (11т и 18т), Лебедев Е.С.(33т).

Ежегодно по внутримуниципальным маршрутам перевозится до 44 млн пассажиров. Из них примерно 23,5 млн пассажиров перевозится автобусами ОАО «ПАТП № 1», 19 млн обслуживается электротранспортом. Объемы индивидуальных перевозчиков в общей сумме составляют примерно 1,5 млн пассажиров в год.

Комментарии

start 24 июля 2014 в 19:07

О том что цены на проезд можно и не повышать - хорошо рассуждать сразу после очередного повышения цен.

Мефодий 24 июля 2014 в 23:04

"Бремя рыбинских троллейбусов"

Троллейбусный парк закроют, столбы уберут, скорости увеличат. 6 апреля, заседание Общественной палаты Рыбинска. Телеканал Рыбинск-40: «Еще одна из проблем, которая бременем лежит на городском бюджете — изношенность автопарка общественного транспорта. По анализу специалистов, одна поездка на троллейбусе приносит не доход, а убыток в размере 7 рублей, в связи с этим сейчас прорабатывается вопрос о закрытии этого муниципального предприятия. Юрий Ласточкин, глава городского округа г. Рыбинск: «Наняли ученых, считаем все, потому что в 2 раза больше убыточность в троллейбусном парке, чем в автотранспорте, плюс дополнительные вещи — это маленькая скорость, обрывы и исторический центр, который весь в столбах».

Это статья от 08 апреля 2011 года за авторством Юлии Муратовой.

Это писали когда хотели продать МУП "Троллейбусное управление". Получается за 3 года частник смог сделать троллейбус выгодным и прибыльным!

Сейчас надо продать ПАТП и власть говорит нам, что ПАТП исторически убыточное предприятие, а троллейбусники "в шоколаде".

Как после этого можно верить власти! Риторический вопрос))))

Хотелось бы увидеть комментарии Юлии Муратовой и Дениса Добрякова, что же такого произошло за 3 года в городе, что ПАТП довели до банкротства, а троллейбус стал экономически выгодным транспортом.

VanDamm 25 июля 2014 в 09:55

Частник всегда будет более эффективным собственником, чем МУП или ГУП. Конечно, при условии, что власть не будет ему мешать. Причины общеизвестны, говорить о них не буду.

Речь, как я понимаю, не о том, надо ли продавать ПАТП №1. Добряков говорит, как распределить силы каждого предприятия, не зависимо от формы собственности, чтобы пассажирам было удобно. Это, действительно, - задача администрации.

александр 25 июля 2014 в 10:37

Правильно, VanDamm, говоришь: власть не должна мешать собственнику быть " всегда более эффективным". Захотел собственник задрать тарифы - пожалуйста, решил закрыть свое богоугодное заведение - пожалуйста!

Только вот тут же ты сам себе противоречишь, говоря о задачах власти.

gnomon 28 июля 2014 в 14:09

VanDamm, пустое утверждение. С чего Вы взяли, что частник всегда будет более эффективным? Вообще то у муниципального предприятия изначально возможностей больше. Так что всё зависит исключительно от конкретных людей, а не от формы собственности.

Сергей Сидельников 26 июля 2014 в 19:43

Ярославль стал пилотным городом в России по запуску электроавтобусов на внутригородские линии. Может есть смысл подключиться? Все равно придется скоро менять весь автобусный парк. И по любому за электротранспортом на аккумуляторах будущее: вопрос лишь в том, как это будущее будет входить в нашу жизнь.

Конечно вопрос очень сложный, нужны договоренности с разными организациями, взаимоувязки, а это потребует проектного решения с детальной проработкой финансирования. Причем из разных источников - это значит не только бюджетных (как привыкли у нас), а в т.ч. и кредитов, и частных инвестиций - это все надо будет увязать в одном бизнес-плане (исключительно формата UNIDO) с учетом гарантий на случай рисков. В общем, как всегда: все возможно, только работать надо!

gnomon 28 июля 2014 в 14:18

"И по любому за электротранспортом на аккумуляторах будущее: вопрос лишь в том, как это будущее будет входить в нашу жизнь."

Вы не сваливайте в одну кучу электротранспорт работающий исключительно на аккумуляторных батареях и на других видах источников генерации электроэнергии. Электротранспорт - это классификация по типу двигателя, а не по типу источника.

То, что за транспортом на АКБ будущее - более чем сомнительно, т.к. 30-летний опыт использования АКБ фактически показал, что такой вид транспорта ни экономически, ни экологически ничем не лучше, чем транспорт на ДВС, а реально - значительно хуже. Так что пусть Ярославль пока сам резвится, а нам лучше подождать результатов.

Сергей Анатольевич 28 июля 2014 в 23:18

Я Вам как Сергей Сергею скажу, чтобы реализовать свои предложения о работе транспорта вообще, в городской администрации нужен как минимум специалист с транспортным образованием, которого в городской исполн__ительной власти последние тридцать лет и близко не было, как впрочем и других профильных специалистов комплекса ЖКХ. Нет стратегов, тактиков, все держится на личных знакомствах и умении пристально

вглядываться в глаза подчиненных, подавляя их инициативу любым примитивным способом. Победить разруху,воровство и засилье офицерского состава в районном городе невозможно без кардинальных перемен в государстве с диктаторскими наклонностями. Интересно проводит ли О"Бама совещания с участием губернаторов допустим Калифорнии, Аляски, которых всенародно отчитывает за подготовку штатов к зиме, а затем увольняет за профнепригодность или это только нашем медвежьем краю?

фин 30 июля 2014 в 09:40

Более того. на топовых должностях оказываются не офицеры, а прапорщики. это в 1000 раз страшнее. все кто служил в армии знают что это за народ....

Сергей Анатольевич 26 ноября 2014 в 16:36

А кто же это, ну как-нибудь завуалируй...

Добавить комментарий

Чтоб вставить ссылку, используйте html-тег:
<a href="http://адрес_ссылки">текст_ссылки</a>


Последние записи

19 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
Такой же, как город потерял в пожаре в 2011 году
10 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
События Первой мировой подчеркнули значение Рыбинска, как важного транспортного узла России...
9 апреля 2024 в рубрике «Новости»
В первой партии Рыбинск закупил 12 тысяч пакетов. Стойки устанавливают в Волжском парке. По мере необходимости дворники будут добавлять пакеты на стойки
9 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
Гололед, бревна на Волге, благотворительность, травмы на производстве, попрошайки и брань на улице — о каких событиях в Рыбинске писала газета больше века назад
8 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
Какие новости Рыбинска нашли свое место в газетах начала ХХ века
7 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
Петицию против реорганизации онкологического отделения в Рыбинске подписали около 20 тысяч человек. Объяснял решение областного министерства здравоохранения министр Серей Луганский
7 апреля 2024 в рубрике «Новости»
Если город победит в конкурсе Минстроя и получит 130 млн рублей

Архив