Почему растет цена на российские продукты? Наверное, каждый покупатель в Рыбинске задавал себе этот вопрос. Какой ответ могут дать местные производители? Упал рубль? Подорожало сырье?
Один из руководителей рыбинского перерабатывающего предприятия говорит, что цена товара по-прежнему регулируется только рынком. Есть, дескать, спрос — будет расти стоимость:
— Конечно, не до бесконечности. Предел — это покупательная способность населения. В нашем случае — покупательные возможности жителей Рыбинска.
— А у вас цена, по которой вы сдаете продукцию в торговлю, выросла?
— Конечно, выросла. Не буду лукавить, обосновать ее рост, помимо рынка, мне нечем.
— Может, есть какая-то часть импортной составляющей?
— Есть, это импортное оборудование. Но закупали его мы несколько лет назад, и напрямую влиять на цену это не может. Разве что сказать, что мы накапливаем деньги для дальнейшей закупки оборудования.
— Планируете?
— Сейчас нет. Может, лет через пять, если доживем.
— Значит, правы те, кто говорит, что цена растет, потому что производителю «хочется денег»?
— Не только производителю, но и торговле. Вы ведь не думаете, что все деньги покупателей, оставленные в магазинах Рыбинска, уходят производителям? Торговля забирает порой до 50 процентов стоимости.
— Тоже денег хочется?
— Очевидно.
— Можно ли сказать, что российские санкции повлияли на рост цен?
— Безусловно. Снижение конкуренции никогда не шла на пользу покупателям. Я ведь произвожу только один вид продуктов, все остальные покупаю в магазинах Рыбинска. Вижу, например, российский сыр. 400 рублей за килограмм — самый дешевый. Но есть его невозможно. Производители экономят на сырье и повышают цену, справедливо считая, что покупатель все равно приобретет продукт, поскольку нет выбора.
— Может, подорожало молоко у тех, кто его сдает?
— Молоко подорожало на копейки, сыр — на сотню рублей. Хотя, порой кажется, что молока-то как раз в сыре и нет.
— А ваша продукция? Она тоже стала хуже?
— Вопрос некорректный. Но на условиях анонимности могу сказать, что мы с некоторых пор стали больше экономить на сырье. Понимаете, бизнес настроен на прибыль. Когда у нас появляется возможность увеличить ее, мы мимо пройти не можем.
— А что, на ваш взгляд, может повлиять на ситуации с продуктами в магазинах Рыбинска?
— То же, что и на ситуацию во всей России — конкуренция. Появится выбор — перестанут покупать низкокачественные изделия за высокую цену. Производители и торговля либо цену сбросят, либо будут предлагать более качественные продукты. Но из опыта работы знаю, что покупатели быстро привыкают. Как бы обидно для них это ни прозвучало. Бизнес пользовался этим, пользуется сейчас и всегда будет пользоваться ситуацией. Вы покупаете гнилую черешню за 170 рублей? Значит, ее будут вам продавать, а не списывать, как просроченный или неправильно хранившийся продукт.
— А что контролирующие органы?
— Они контролируют (смеется). Контроля-то у нас много, но эффекта от него мало. Ну, вот проверили нас на соблюдение правил производства (без уточнений), выписали предписания, за их неисполнение наложили штраф. Мы размер этого штрафа и стоимость усилий на выполнение предписаний куда денем? Правильно, в стоимость своей продукции. За все в конечном счете заплатит покупатель. А порой штрафы платить выгодней, чем наводить порядок.
— Порочный круг какой-то.
— Отсутствие конкуренции. И, простите за откровенность, низкая требовательность покупателей. Я сам иногда думаю: что было бы, если бы мою продукцию перестали покупать из-за низкого качества? Стал бы я снижать цену? Или начал бы повышать качество? Наверное, что-то предпринял бы, но сегодня стимула у меня нет.
— Ну и что вы посоветуете покупателям? Объявить забастовку рыбинским магазинам? Или отдельно взятым некачественным продуктам?
— Да, это был бы стимул. Но этого не будет. Знаете, почему перестают покупать дорогие продукты? Не потому что они некачественные. А потому что в кармане покупателя заканчиваются деньги. Но деньги закончатся не во всех карманах. Поэтому, скорее всего, дорогие товары так и останутся дорогими, а дешевые, если они еще есть в торговле, будут расти в цене из-за повышения спроса. Конкуренция-то низкая.