Утром горячая вода из крана сильно побурела. Скажете — бывает, мало ли какие ржавые примеси попадают в старые водопроводные системы Рыбинска? Действительно, по цвету воды можно понять, ведут ли работы Водоканал и Теплоэнерго — стоит только тронуть ветхие трубы, как они начинают «кровоточить» собранной за десятилетия грязью. Но тут случай был явно нерядовым. Вода дурно пахла. Нет, она даже не пахла, она воняла гнилью, застоем и еще чем-то очень неприятным.
Звонок в управляющую компанию внес некоторую ясность:
— Да, много сегодня жалоб на цвет и запах горячей воды. Обращаться надо в рыбинское Теплоэнерго.
В Теплоэнерго объяснили, что проблемы возникли у всех, кто получает горячую воду от котельной НПО «Сатурн». Но телефон заводской котельной дать отказались, сославшись на внутреннее распоряжение, и посоветовали звонить в санэпиднадзор.
Рыбинский санэпиднадзор информацию принял без лишних разговоров. Однако через пять минут перезвонил и сообщил, что проверки — не их конек и обращаться надо в Роспотребнадзор.
В Роспотребнадзоре вежливо покидали по нескольким телефонам, а затем секретарь начальника уже не самым терпеливым тоном предложила прислать письменную жалобу либо записаться на прием к руководителю.
Поскольку вода к тому времени не посветлела, ждать приема высокого начальника или реакции на письмо было невтерпеж. Следующий звонок — дежурному по Рыбинску в единую диспетчерскую службу. Здесь ситуацию прояснять не стали и телефон котельной НПО «Сатурн» дать тоже отказались.
Уже потом стало понятно, почему на информацию о контактах моторостроителей наложен запрет. Здесь работают самые виртуозные в Рыбинске хамы. По крайней мере, телефонные разговоры с целью «отшить» им даются легко и непринужденно.
— Ничего не понимаю. У вас каша во рту. Перезвоните, вас не слышно, — говорил некий работник НПО «Сатурн», на которого мы с наивностью возлагали большие надежды. На перезвон он больше не ответил ни через минуту, ни через пятнадцать. А вот диспетчеры «Сатурна» поговорили на славу:
— Что вас интересует? Вода? Она чистая. Нет, телефон котельной я всяким-разным не даю. Вы кто? Житель Рыбинска? А я откуда знаю, житель вы Рыбинска или вражеский элемент, ставящий целью нанести вред нашему драгоценному предприятию.
В конце концов диспетчер пригрозил пожаловаться в полицию на телефонного террориста, сообщив, что номер телефона, с которого его просят прояснить ситуацию с водой или дать информацию о контакте с котельной, ему известен. После этого трубку в диспетчерской брать перестали. Но тон, стиль и смысл сказанного заставил задуматься: а в Рыбинске ли расположено славное предприятие, тачающее двигатели для российского авиапрома? Может, оно на Луне и ему глубоко плевать на наш несчастный город с его трубами, водой, людьми и прочими недоразумениями? Но эти мысли были лишними, вода по-прежнему шла нестандартная и пришлось включать связи и получать инсайд.
Выяснилось, что в этот день котельная НПО «Сатурн» проводила плановый ремонт и регламентные работы. Плановый, Карл! Такой, о котором вполне можно оповестить жителей Рыбинска. А предупредить явно стоило бы. Вид и запах воды непрозрачно намекал на эпидемии, пандемии и в лучшем случае — желудочно-кишечные инфекции и кожные проблемы.
Кстати, самый дельный совет дала сотрудница управляющей компании:
— Вы воду-то в квартире отключили бы, не дай бог, заболеете чем или трубы засорятся.
К концу дня вода приобрела вполне пригодный для жизни вид. Но осадок остался. Даже не от грязной воды, а от телефонных разговоров. Во-первых, появился вопрос: на что нам куча организаций, которые никак не реагируют на текущие события и живут по своему, известному только им одним распорядку. И во-вторых, почему информация, важная для жителя Рыбинска, не просто засекречена, а тщательно оберегается хамами, мнящими себя универсальными специалистами?
Ну и напоследок: если кто-то из жителей Скомороховой горы ненароком подхватил инфекционное заболевание или вынужден вызвать мастера для прочистки трубы, помните — котельная НПО «Сатурн» проводила плановый ремонт и регламентные работы.