Чтоб вставить ссылку, используйте html-тег:
<a href="http://адрес_ссылки">текст_ссылки</a>


9 июля 2014 в рубрике «Однажды в…»

О пользе истории

Мы легко и просто объясняем порой самые сложные явления в обществе. Мы клеим ярлыки на понятия, руководствуясь собственным опытом, и интерпретируем события с позиции личных наблюдений. При этом мы часто киваем на историю: чего, дескать, ждать от государства, которое дольше других было погружено в крепостничество. Мы говорим: «Мы — рабы, и нам нужен царь». Или так: «Это особый путь развития России». Или еще: «Во всем виноваты татаро-монголы». Высшим пилотажем объяснений сегодняшней ситуации может стать необыкновенная духовность, присущая только и исключительно нам, русским.

Тем временем именно история способна помочь объяснить нам то, что сегодня происходит с нашим обществом. Более того, знание российской истории способно предупредить ошибки и уберечь от проблем. Но для начала хорошо бы точно знать истинные причины, по которым происходили те или иные события. Не констатировать факты: да, самодержавие, да, крепостничество, а понимать, почему России так нужна была власть царя и жесткая привязка крестьян к земле.

— Все сегодня готовы говорить об истории, но большинство рано или поздно упирается в стену непонимания. И начинаются интерпретации, порой, спонтанные, — говорит Елена Марасинова. — Но, например, самодержавие и крепостничество в России — это не результат монгольского ига или особого пути. На каждое явление есть целый ряд экономических, геополитических и даже климатических причин.

Елена Марасинова

Елена Марасинова

О драматизме

Елена Марасинова — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, преподаватель МГУ, автор монографий и статей по русской литературе и истории. Она родилась в Рыбинске, живет в Москве, стажировалась и преподавала в университетах США, Германии, Франции. Еще она — дочка Людмилы Михайловны Марасиновой, человека, с чьим именем связано культурно-историческое наследие Рыбинска.

— Елена Нигметовна, может, нам, действительно, судьбой определено быть рабами?

— Безусловно, крепостничество порождает определенный тип личности, но не наоборот. Но не было у Романовых некоего генетического дефекта, ведущего к самодержавию. А мы говорим — да, мы рабы, у нас власть царя. Мифы порождают уверенность, что, не обладая специальными знаниями, чисто интуитивно мы можем дать точную интерпретацию событий прошлого. Мы сравниваем себя с Европой, не учитывая простой фактор — климатические различия. Наши земли неплодородны, у нас полгода лежит снег. А мы с завистью восхищаемся хорошими дорогами во Франции. Но позвольте, сколько стоит воспроизводство жизни в России и в любой европейской стране? Сравнение далеко не в нашу пользу.

— Климат? Только поэтому мы живем хуже?

— Климат, экономика, геополитика. Не было ничьей злой воли, что в России установилось самодержавие. Управлять такой тяжелой во всех отношениях страной можно было только при сильной централизованной власти. Скажем, в Германии один крестьянин мог содержать сто прусских солдат, потому что погодные условия позволяют ему работать 11 месяцев в году. В России же сельское хозяйство гораздо сложнее, полгода — предельный срок, в течение которого можно работать. Хуже плодородность, меньше урожайность. И русский крестьянин мог содержать лишь десяток солдат, не более. Отсюда необходимость прикрепления крестьян к земле. Иначе крестьяне просто ушли бы в районы, более пригодные для сельского хозяйства. Что, собственно, и случилось в шестидесятых-семидесятых годах прошлого века. Именно тогда, после реформы Косыгина, в России, по сути, перестало существовать крепостничество. Крестьянам выдали паспорта, и они очень быстро начали уезжать из деревень. И мы практически потеряли сельское хозяйство.

— Но ведь нельзя насильно заставлять человека жить и работать не там, где он хочет, а там, где он нужен государству.

— Нельзя. Но в 18 веке для того чтобы Россия могла считать себя сильным государством, 95 процентов населения должны были работать на земле. Слой интеллигенции был очень тонким. И вот эта интеллектуальная элита страны вдруг осознает, что — о, Боже! — у нас крепостничество! У нас самодержавие! В результате доблесть русской интеллигенции — противопоставить себя власти, встать в духовную, а иногда — и в политическую оппозицию. У нас в 17-18 веках существовали черты так называемого азиатского способа производства, для которого характерна большая экономическая роль государства. В то же время у элиты складывается европейское сознание. В этом главное русское противоречие, драматический конфликт нашей истории. Его нужно осознать и самой интеллигенции, и власти.

О роли личности

-Конфликт власти и интеллигенции особенно ярок, когда появляется сильная личность. Она будоражит общественность, несет на себе социальную нагрузку, выполняет роль центра притяжения. Такой была ваша мама, Людмила Михайловна Марасинова.

— Мне кажется, что в России роль личности чрезвычайна. Может, потому что у нас не так налажены социальные механизмы, не так хорошо действует закон. В США во главе целого штата Калифорния можно поставить актера-культуриста, и Калифорния этого не заметит. Она как жила до Шварценеггера, так живет и после него. А у нас роль отдельного человека может быть громадна. Личность может поднять дело, а может его разрушить. Поэтому у нас так ценятся авторские проекты. В Мышкине есть авторский проект Владимира Гречухина, на идеях которого развивается город. Для мамы авторским проектом был исторический Рыбинск — 16 хорошо сохранившихся купеческих кварталов.

Рыбинск

— Но, увы, отношение к ним сегодня Людмила Михайловны бы не одобрила.

— Да, когда я хожу по центру Рыбинска, я думаю: хорошо, что мама этого не видит. В авторских проектах очень сложно найти преемника. Все держится на конкретном человеке. Уходит человек — и проект затухает. Но в каком-то другом месте вдруг начнет бить родник идей.

— Вы можете назвать примеры авторских проектов сегодняшнего Рыбинска.

— Киноклуб «Современник» Бориса Крейна. Это удивительный человек, русский интеллигент, умнейшая личность. Когда мне нужно понять какое-то политическое явление, дать нравственную оценку чьих-либо поступков, я спрашиваю у Крейна. При всех его талантах, знаниях, образованности, он абсолютный бессеребренник. Его забота, его просьбы к власти, которые некоторым кажутся навязчивыми, связаны с «Современником», и никогда — с личными желаниями.

— Такие люди многих раздражают, потому что не дают покоя, заставляют лишний раз думать, работать.

— Но именно эта настойчивость Бориса Крейна привела в наш город Тарковского, Иоселиани, Занусси, Арабова, Прошкина, Чернакову и многих других знаменитостей, о которых провинция может только мечтать. Кстати, Андрей Прошкин однажды мне сказал, что с некоторых пор на «Мосфильме» приглашение в рыбинский «Современник» считается почетным, отказ Крейну — дурным тоном, а выставление большого счета грозит потерей репутации.

— Кажется, что где-то в других местах рыбинские проекты ценятся больше, чем в родном городе.

— Они ценятся и в Рыбинске. Просто нельзя ждать поддержки абсолютно от всех. Есть определенный круг людей, для которых «Современник» — это образ жизни. Впрочем, в условиях, когда наш город не балуют ни гастроли качественных артистов, ни высокохудожественные выставки, «Современник» может стать окном в мир для всех.

— Много ли желающих воспользоваться этой возможностью?

— Уже только то, что возможность есть, громадная заслуга Крейна. И мама, когда болела, говорила нам: «Берегите Борю». Мы бережем.

— А Рыбинск бережет?

— В этом году «Современнику» исполняется 45 лет. Думаю, что инициатива о присвоении Борису Крейну звания «Почетный гражданин города Рыбинска» будет достойной оценкой его деятельности. Ходатайство об этом на имя и.о. главы подписали историк и киновед, член правления международного общества «Мемориал» Борис Беленкин, кинорежиссеры Андрей Прошкин и Юрий Норштейн, кинодраматург Юрий Арабов и многие другие деятели российской культуры.

О фатальном

— Авторские проекты, построенные на энтузиазме конкретных людей, сколь бы значимы они ни были, не могут определить положение всего общества.

— С учетом большой роли личности в истории — могут. Причем, влияние может быть как положительное, так и отрицательное. Например, при Лужкове в Москве были разрушены более тысячи памятников истории и культуры — невосполнимая потеря. Когда уничтожали палаты 17 века, люди бросались под экскаватор, но доказать необходимость сохранения уникальных зданий не смогли.

— В Рыбинске тоже когда-то бросались под экскаватор. А сегодня и экскаватора не надо, памятники рушатся сами. Что это — равнодушие?

— Охрана исторического наследия всегда была трудным делом. Я помню, как билась мама за спасение рыбинского костела — единственного на Верхней Волге. Костел стоит, а кирху спасти не удалось. И это не равнодушие, а некая внутренняя цензура, присущая русским людям. Мы почему-то считаем, что мы бессильны что-либо изменить, повлиять на ход событий. Это иллюзия. Нужно искать с властью диалог.

— Но не только общество должно искать диалог с властью, но и власть с обществом.

— Власть должна действовать прагматично. Что, например, заставляло Екатерину Великую быть толерантной к религиям? Необходимость удержать контроль над многонациональным государством. Во время путешествия по Волге она смиренно молилась в церквях Рыбной слободы.  Добравшись до Казани, она произносила речи на арабском языке в исламской мечети. У нее даже мысли не было обратить в христианскую веру Крым. Веротерпимость Екатерины — это не столько признак ее просвещенного мышления, а суровый прагматизм, необходимость удержаться на престоле.

— Вам не кажется, что сегодня мы теряем толерантность?

— Это колоссальная ошибка, выдвигать идеи исключительного православия в многонациональном государстве. Увы, история не всегда и не всех учит.

О престиже

— Что с точки зрения истории сегодня было бы рациональным?

— Для начала было бы неплохо осознать, что Россия — не самая богатая страна. Да, у нас много нефти и газа, но их добыча и транспортировка крайне затратны. Себестоимость нашей нефти в гораздо выше, чем в Саудовской Аравии.

— Разве осознание своей бедности может помочь на пути к благосостоянию?

— Если ты опираешься на неверные тезисы, ты никогда не достигнешь цели. Пример — состояние сельского хозяйства, в основу развития которого были положены ошибочные идеи. В России оно может быть только дотационным, поскольку значительная территория европейской части страны находится в зоне рискового земледелия.

— Наш удел — аграрная страна?

— Нет, конечно, но усилий по воспроизводству жизни в России приходится прикладывать гораздо больше, чем в благополучных странах Европы. Вспомните: 95 процентов населения нашей страны в 18-19 веках занимались сельским хозяйством в то время как Европа уже развивала промышленность.

— Какова же тогда роль «тонкой прослойки интеллектуалов»?

— «Пружина чести — наш кумир», — писал Пушкин. Со времен Ивана третьего в России воспитывался престиж служения отечеству. Екатерина Великая поддерживала привилегированный слой дворянства, но дворянство обязано было не за страх, а за совесть служить отечеству. Конечно, нельзя позволять интеллектуальной элите страны уходить в подполье, надо дать ей то, что так любила Екатерина, — дозволенную оппозиционность.

— Агрессивная реакция интеллигенции — отсутствие «дозволенной оппозиционности»?

— Реакция тоже может быть прагматичной. Приведу собственные наблюдения. Болотная собрала в свое время десятки тысяч недовольных, среди которых — представители интеллектуальной элиты. А когда в Москве сносили памятники истории, на улицы выходили единицы.

Фото Ильи Варламова

Фото Ильи Варламова

— Проблема — в изменившихся ценностях?

— Скорее, в отсутствии престижа. Почему не выступают за сохранность памятников? Потому что не престижно. Интеллектуалом быть не престижно. А что престижно? Дорогая машина, большой заработок, учеба детей за границей.

В обществе есть три ценности — власть, деньги и информация. Информацию, образование нельзя отбросить. С интеллектуальной элитой не стоит ссориться. Надо заставить ее служить Отечеству. Русская история показывает, что это реально. У Екатерины это получалось.

Комментарии

gnomon 9 июля 2014 в 11:38

После выдачи шедеврального для историка пёрла «Скажем, в Германии один крестьянин мог содержать сто прусских солдат, потому что погодные условия позволяют ему работать 11 месяцев в году. В России же сельское хозяйство гораздо сложнее, полгода — предельный срок, в течение которого можно работать. Хуже плодородность, меньше урожайность. И русский крестьянин мог содержать лишь десяток солдат, не более.» вопрос о пользе информации от доктора исторических наук Е. Марасиновой полностью снят. Не припомню, чтобы Л. Марасинова допускала такие вот косяки - в непонятных и неодноначных ситуациях она просто предпочитала скромно промолчать или поразмышлять вслух вместе с собеседником, чем безапелляционно ляпнуть глупость.

Михаил Д. 9 июля 2014 в 11:58

Уважаемый gnomon! Здесь я с Вами полностью согласен , т.к. "переписывание" или интерпретирование истории, а также новостной информации является частью "либерального", а ныне национал-либерального проекта и измеряется Псаками, т.е. одна глупость - один Псак!

gnomon 9 июля 2014 в 12:11

Михаил Д., я не имел в виду какое либо «либеральное» трактование истории в данной статье, я имел в виду фактические грубейшие ошибки. Конечно никакой, ни немецкий, ни русски крестьянин не мог содержать ни 100, ни 10 солдат. Тут пропорция обратная - скорее 100 или 10 крестьян могли содержать одного солдата. Про 11-месячный сельскохозяйственный сезон в Германии тоже полная чушь. Ну, может 8 месяцев максимум. И плодородность в Германии хуже чем во многих районах России, хотя и лучше чем в большинстве остальных, а в статье одним махом всё округлено. Короче говоря - косяк на косяке. Уровень второгодника 5 класса плохой средней школы.

Насчет интерпретации с Вами не согласен. Интерпретация - это единственно возможный, нормальный и естественный процесс обработки разрозненной полученной информации в цельную картину и зависит только от поставленных целей и методов. Ничего общего с переписыванием истории не имеет.

Михаил Д. 9 июля 2014 в 14:46

gnomon. На счёт переписывания истории Вы правы. А на счёт того, как вы пишите "Интерпретация - это единственно возможный, нормальный и естественный процесс обработки разрозненной полученной информации в цельную картину и зависит только от поставленных целей и методов." - тоже верно, но есть и более простое определение "Интерпретация" (лат. interpretatio), истолкование, объяснение, разъяснение. Так вот когда историю или новости всякие "Псаки" пытаются истолковывать, объяснять и т.д., то это есть пропаганда или "промывание" мозгов!

александр 9 июля 2014 в 13:28

"после реформы Косыгина, в России, по сути, перестало существовать крепостничество. Крестьянам выдали паспорта, и они очень быстро начали уезжать из деревень. И мы практически потеряли сельское хозяйство." Однако..... :)

александр 9 июля 2014 в 16:52

"Веротерпимость Екатерины" ... а как же тогда ее борьба на уничтожение старообрядчества?

Леонид 9 июля 2014 в 20:44

Наконец-то что-то интеллектуальное, а не тупо о предпринимателях. Спасибо, Елена!

Влад Тополев, Москва 10 июля 2014 в 04:41

Читаешь порой комментарии и диву даешься самоуверенности людей, по любому поводу имеющих особое мнение. Конечно, доктор исторических наук и преподаватель МГУ для них не авторитет. А кто авторитет? Только они сами, своим техническим или практическим умом изучившие факты и обобщившие их в тенденции.

Понятно, что все тезисы интервью требуют развития. Думаю, что в рамках научной статьи Елена Марасинова докажет любое свое утверждение. Но будет ли она спорить с местными интерпретаторами российской истории?

gnomon 10 июля 2014 в 08:54

Умейте пользоваться своими знаниями и не полагайтесь на очевидные глупости некоторых авторитетов. Наука не предполагает такой аргумент, как мнение авторитета.

gnomon 10 июля 2014 в 07:39

Влад Тополев, Вам, уважаемый, диву надо было даваться ещё при изучении основ наук в средней школе. Тогда, усвоив нужные для самостоятельного анализа простейших вещей в жизни данные, а не просто отсидев занятия, Вам бы не приходило в голову оправдывать очевидные глупости, даже прозвучавшие от доктора наук и преподавателя МГУ. А уж ошибочно прозвучали они в реальности из-за каких то обстоятельств или были перевернуты интервьюэром - дело второстепенное, но факт, что на данном ресурсе они опубликованы от имени Марасиновой.

А авторитет - тот, кто глупостей не озвучивает даже в мелочах. От человека сказавшего, что в математике 2x2=5 трудно ожидать адекватности и в других сферах, не так ли?

Готов здесь публично и аргументированно отвечать и доказывать свои слова относительно моих комментариев выше. Хоть Папе Римскому, хоть Елене Марасиновой.

александр 10 июля 2014 в 08:08

Влад Тополев, вы правы: авторитет может доказать любое свое утверждение :) У нас тут не так давно московские авторитеты без лишних споров памятник Людвигу Нобелю поставили, якобы нашему знаменитому земляку - благотворителю, который никогда и в Рыбинске то не был и знать-то про него , скорее всего, не знал.

gnomon 10 июля 2014 в 09:06

Юлия Аркадьевна, на сайте персональная премодерация что ли включена? Если да, то почему об этом нет сообщения комментатору? Если премодерации нет, то почему отправленные комментарии не появляются? Если криво настроены фильтры цензуры текста комментариев, то почему комментатору не предлагается отредактировать свой текст?

Просто уже неоднократно сталкивался с тем, что при нажатии кнопки "Отправить комментарий" он не появляется вообще и никаких сообщений о причине такой реакции нет.

Давайте будем уважать хоть и небольшую, но все же работу человека, который хочет высказать свой комментарий, тратит своё время на его обдумывание и написание.

"Нагните" уже наконец программиста обслуживающего ресурс, чтобы настроил всё как следует или довел его до ума и опубликуйте свою четкую политику касательно правил общения на ресурсе. Вроде он уже из детского состояния по возрасту и посещаемости давно вышел, а болезни всё детские.

Юлия Муратова 10 июля 2014 в 09:21

gnomon. Никаких персональных ограничений на сайте нет. Особенно для вас. Если вы в состоянии создать нечто взрослое, идеальное, работающее без сбоев, вы - молодец. Мой программист - не молодец.

И правила давно всем известны: хамство, откровенная дурь и различные фобии пресекаются. Наличие перечисленного в комментариях определяю я по своему усмотрению.

gnomon 10 июля 2014 в 13:27

Так если не молодец, то надо сделать молодцом - проблема то есть.

Добавить комментарий

Чтоб вставить ссылку, используйте html-тег:
<a href="http://адрес_ссылки">текст_ссылки</a>


Последние записи

19 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
Такой же, как город потерял в пожаре в 2011 году
10 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
События Первой мировой подчеркнули значение Рыбинска, как важного транспортного узла России...
9 апреля 2024 в рубрике «Новости»
В первой партии Рыбинск закупил 12 тысяч пакетов. Стойки устанавливают в Волжском парке. По мере необходимости дворники будут добавлять пакеты на стойки
9 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
Гололед, бревна на Волге, благотворительность, травмы на производстве, попрошайки и брань на улице — о каких событиях в Рыбинске писала газета больше века назад
8 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
Какие новости Рыбинска нашли свое место в газетах начала ХХ века
7 апреля 2024 в рубрике «Однажды в…»
Петицию против реорганизации онкологического отделения в Рыбинске подписали около 20 тысяч человек. Объяснял решение областного министерства здравоохранения министр Серей Луганский
7 апреля 2024 в рубрике «Новости»
Если город победит в конкурсе Минстроя и получит 130 млн рублей

Архив