Хорошо, что есть интернет. Плохо, что не везде. Хорошо, что можно читать разные источники информации. Плохо, что делает это не каждый. Потому что ограничение информации ведет к ограниченным представлениям о любой грани нашей жизни, лишает мысль логики и рвет причинно-следственные связи.
Собственно, речь о патриотизме. Это, казалось бы, довольно простое понятие каждый воспринимает сугубо индивидуально. Что есть патриотизм: огульная любовь к родине, несмотря и вопреки, или критичное отношение к тому, что на родине происходит? Или лучше все сразу и одновременно? Впрочем, лучше — не то слово, которое хотелось бы применить в отношениях человека и его государства. Каждый выбирает по себе, будь то угар патриотизма или, как это нынче модно клеймить, «пятая колонна».
Итак, патриотизм. Прагматичный, националистический, иррациональный, квасной, угарный, критический, любой, лишь бы не равнодушный. В конце концов, есть много граней любого человеческого чувства, в том числе и в отношении к своей родине. И не станем уподобляться радикалам, которые требуют абсолютной и всепоглощающей любви с закрытыми глазами. Возьмем весь спектр патриотических чувств.
Патриот-прагматик любит мир вокруг себя за его ответное отношение. Вот как если бы вы не признавали игру в одни ворота, колонны, идущие строем, и одностороннее шоссе. Суть прагматика-патриота — хорошо жить в своей стране, уверенно планировать свое будущее и будущее своих детей, для чего нужно ответное чувство родины. Она тоже должна любить своего гражданина, создавать ему условия для процветания, дабы холить и лелеять его патриотизм.
Иррациональный патриотизм прощает все. Да, мы больные и бедные, но это не повод не одобрять свою родину. Пусть она пинает тебя по всем доступным местам, пусть равнодушно глядит на твое медленное умирание, главное — она есть и вспоминает о тебе в нужном для нее случае. Это самый патриотичный патриотизм, где грань угара отследить уже невозможно. Мы гордимся своей родиной не потому, что она гордится нами, а потому что «мы делаем ракеты и перекрыли Енисей».
Националистический патриотизм строится на этнических признаках и вполне устраивает не очень требовательное государство, потому как готов оправдывать любые проблемы, лишь бы мир вокруг тебя уважал титульную нацию. Националистический патриотизм не стоит путать с квасным, когда восхищение от исконно русского быта хлещет через край и искажает реальность. Квасной патриотизм безобиден, как тихий умалишенный, националистический агрессивен, как буйнопомешенный.
Еще бывает анизотропный патриотизм, когда чувства двоякопреломляются и зависят исключительно от мейнстрима, генеральной направляющей и таланта к мимикрии.
Собственно, вот и все. Прагматичный патриотизм сегодня легко и непринужденно называют «пятой колонной». Иррациональный, националистический и квасной приветствуется и поощряется. Причины этого, на мой взгляд, странного деления просты: любовь к родине, требующая взаимности, обременительна для родины. Угарный патриотизм оправдывает все: отсутствие медицины, нищенские пенсии, низкое качество рабочих мест, их малое количество и прочие прелести массового состояния народа.
И напоследок вопрос. Если вы любите Рыбинск, но не довольны разрушенными дорогами, тем, как рыбинская власть справляется с этой проблемой, и свое недовольство высказываете вслух, вы — патриот Рыбинска? Или ваше недовольство можно приравнять к признакам «пятой колонны»?